ЕдРо или мафия?

 

«Свободная пресса» опубликовала беседу корреспондента «СП» с экономистом, профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге Андреем Заостровцевым. Вкратце суть ее в следующем:

 

Под вывеской государственной собственности в России наличествует неперсонализированная и неформальная собственность небольшой группы власть имущих. Российские экономисты достаточно давно заметили этот феномен и назвали его «власть-собственность». Коллективно-частная собственность верхушки бюрократии.

Приватизация 90-х годов не создала частную собственность. Она создала новую модель власти. По существу, у нас человек является собственностью государства и поэтому он не может иметь собственность - если он сам не принадлежит себе. Российский гражданин не является суверенным объектом. Даже весьма обеспеченный гражданин. Недавно «Росснефть» заключила соглашение о стратегическом сотрудничестве с Exxon Mobil. А мог бы владелец «Лукойла» Вагиз Алекперов (пусть и обговорив вопрос с другими крупнейшими акционерами компании) проделать что-то подобное, не заручившись согласием на самом верху российской политической пирамиды? Верить в такое в России может лишь очень наивный человек. В реальности «государственные люди» - это владельцы незримых золотых акций многих предприятий. И не только столь крупных, как «Лукойл».

В нашем случае реальный хозяин страны - силовая олигархия. Эта государственная мафия преследует одну цель – вымогательство. Последнее приобретает различные формы, но бизнес в любом случае либо регулярно платит, либо разоряется и теряет собственность. Она нередко становится добычей лиц, тесно аффилированных с силовиками, и в результате рейдерских захватов. При этом государственные силовики часто действуют в кооперации с силовиками частными – криминальными группами.

Механизм давления на предпринимателя очень прост. «Возбуждено дело». Это инструмент шантажа. Если вы заплатите, вас не посадят. В России невозможно вести бизнес, не нарушая закон. Но возбуждение дела не преследует цели восстановления закона, порядка и т.д. Возбуждение дела – это шантаж, вымогательство активов у этого бизнесмена в пользу силовой группировки, куда входят и следователи, и судьи, могут быть налоговые инспекторы, прокуроры. Они работают по своим, так сказать, целям. Ясно, что районный прокурор не может наехать на «Роснефть». Но он и не будет, он же не ненормальный, у него есть свои маленькие жертвы, за счет которых он может поживиться. У силовиков каждого уровня своя сфера для охоты.

И все это происходит в государственных масштабах...

Истоки такого положения дел – в сложившейся в эпоху Владимира Путина модели организации властной вертикали. Монопольное закрепление верхушки правящей группы во власти требует высокой лояльности «силовиков». С ними надо чем-то расплачиваться. И выход был найден не в виде высоких официальных зарплат, но в наделении их неявным правом обирать бизнес. И «благородное» первое сословие с тех пор активно давит третье.

Формально государство очень активно борется с коррупцией. Но реально если коррупционер не нарушает каких-то внутренних правил, он спокойно может существовать. Он просто не может не существовать как коррупционер, иначе система его съест. Это легальная форма коррупции. Ее надо понимать широко – не просто кто-то портфели заносит, а рэкет, вымогательство, я бы назвал это государственным вымогательством. Коррупция – лишь маленькая часть этого процесса.

Номенклатура социалистической эпохи хотела уйти из социалистических пут. Хозяйственники, партийные бонзы хотели стать владельцами тех активов, которыми они управляли. Иметь соответствующие доходы. В итоге собственниками они не стали, но в нынешней системе чувствуют себя, конечно, гораздо лучше, чем при социализме. Они получают огромные доходы от монополии на власть. Они свободно выводят эти доходы за рубеж, они свободно сами могут уехать за рубеж и там остаться, если хотят. Среднего уровня прокурор, набрав взяток, может уйти в отставку, уехать за границу, купить там недвижимость и спокойно жить на эти деньги до конца своих дней. Другое дело, что они хотят еще больше… Они получили то, что хотели.

Ясно, что эта система в перспективе рухнет, но сказать вам день, час и даже год я не смогу. Что она рухнет и оставит после себя хаос экономический, политический - тоже ясно. Когда это произойдет? Смотрите цены на нефть. Они непредсказуемые. Если цена на нефть будет 200 долларов, все это будет продолжаться дальше. А если она будет 50 долларов, то возникнут очень серьезные проблемы, даже 80 долларов – уже тяжело.

В России можно получать высокие прибыли (особенно ежели близок к властям), но и риски очень велики. Сорвал куш – и тут же за рубеж с ним. В общество, где и собственность не подвержена политическим рискам, и сам бизнесмен – свободный человек, а не подневольный объект бюрократической эксплуатации. А то и ее жертва.

Полностью читать здесь: http://www.svpressa.ru/society/article/50347/

Продолжаем выбирать едоков России?