А
Только в Божественной Истине может быть живительная сила, и, какая бы ни была наружность жизни вне Истины существенной, эта жизнь непременно обманчивая и ложная в самом корне своем.
В истории язычества и магометанства вы найдете много примеров людей с похвальной нравственностью, но разве из этого позволите заключить, что магометанство ведет к спасению или даже что магометанство не мешает спасению человека? Магометане похвальной нравственности вели хорошую жизнь вопреки ложности их учения, а не вследствие этой ложности. Противоречие между правдою их жизни и ложью их убеждений могло быть только вследствие недостатка в них внутренней цельности. Этот же недостаток внутренней цельности может быть причиной дурной жизни человека с истинными убеждениями.
Из этого, однако же, не вправе мы вывести, чтобы убеждения были вещью совершенно посторонней для жизни. Та жизнь – слепая, которая не идет по убеждениям, а совершается по безотчетным стремлениям, не связанным в единство сознания. Внутренняя темнота такой жизни не позволяет назвать ее нравственной, как бы чиста она ни казалась снаружи. Нравственное достоинство действий заключается не в самом действии, а в намерении; нравственное же достоинство намерения определяется только его отношением ко всей цельности самосознания.
Нет качеств в человеческом сердце, которые бы были безусловно добродетельны. Безкорыстная любовь, несокрушимая твердость воли, великодушное самопожертвование, верность слову, геройство самопожертвования – все, чему удивляется человек в человеке, – все получает свое настоящее значение от того основного побуждения, которое лежит на дне человеческого сердца и определяет всю совокупность его внутреннего бытия.
Это основное побуждение сердца слагается из любви и убеждения. Если убеждение ложно, то и любви не может быть безусловно чистой. Потому те прекрасные качества, которым мы удивляемся и радуемся в язычнике, в магометанине, в неверующем, прекрасны только в отдельности от их нравственного лица. Ибо нравственное лицо – не сочетание тех или других качеств, но живая цельность самобытности.
И. В. КИРЕЕВСКИЙ
Разум на пути к истине: Философские
статьи, публицистика, письма; Переписка
с преп. Макарием, старцем Оптиной Пустыни;
Дневник. М., 2002. С. 83–91.
Комментарии