От стихий к наночастицам, от Фалеса к Чубайсу.
На модерации
Отложенный
В связи с развитием нанотехнологического направления в современной науке, было бы правильным вспомнить, как развивался взгляд на природу окружающего мира раньше. До середины 20 столетия не было потребности и возможности видеть материю наноуровня и древние мыслители удовлетворялись образами стихий при описании устройства мира. Так , один из семи древнейших мудрецов Фалес считал, что мир имеет в основе воду. Вода окружала людей повсюду, была основой жизни и поэтому сложно было бы оспаривать эту точку зрения. Так как вода-это основа жизни, без которой не может существовать человек и всё живое в мире, то она должна быть основой всего. С этой точкой зрения не соглашались философы Греции, выставившие в первооснову бытия такие стихие как воздух, огонь и землю. Анаксимен Милетский выдвинул соединительным первоэлементом и прародителем всего сущего воздух, так как считал, что без него человек и живые существа не смогут существовать гораздо больше и что он пронизывает всё, в том числе и неживое. Землю обожествляли давно, даже раньше греческих мыслителей. Древнея цивилизация Египта получила свое название от черной плодородной земли. Отдельно существовавшая культура индейцев имеет мифы, в которых Земля- прародительница и кормилица всех людей и разнообразных животных. В Греции земля была образом всего в элейской школе, которая всё считала единым и образом этого всего единого был шар. Метафорически с шаром у элейцев и в частности у греческих поэтов именно земля ассоциировалась с шаром. Поэт Ксенофонт так и считал, что земля есть первооснова всего сущего бытия. Другого греческого мыслителя из Эфес не устраивал такой взгляд на природу бытия и он выдвинул ее основой огонь. Огонь пронизывает всю Вселенную, он является основой сияния звезд. С помощью огня происходят все важнейшие процессы на Земле. Огонь сжигает вещества и дает энергию для жизни, без которой не могут существовать земля, воздух и вода. Врач, чародей, поэт и в некотором смысле алхимик Эмпидокл решил соединить в своей теории сущего все стихии природы, считая, что только они все вместе могли стать основой жизни и бытия сущего. Он заметил, что одна стихия не может существовать без другой и одна стихия превращается в другую, то есть в мире существует кругооборот стихий, также как на земле есть кругооборот воды. Всё было бы хорошо и правильно устроено в природе, если бы не было у человека такой особой сути как душа. Конечно , у Фалеса она была водянистой, у Анаксимена-воздушной, у Ксенофонта - земной, а у Гераклита - огненной. Анаксимандр считал, что сутью мира, человека и природы является ум, то есть что-то, что не имеет видимости, то что не имеет предела, апейрон, бесконечное. Если ум бесконечен, то он пронизывает всё, живое и неживое, он устраивает порядок во вселенной и является основой космоса.
Со всем этим соглашались пифагорейцы, но они в основу порядка мироздания ставили число, то есть последовательность цифр. Числа существуют в уме и значит они являются основой порядка ума, а поэтому они есть основа всего бесконечного бытия. Греция была небольшой страной в большом мире, также как Афины были небольшим полисом в большой Греции. Именно в Афины незаметно проникло учение пифагорейцев и стало предметом бесконечных философских споров. Пифагорейский союз включал в себя многих философов. Они путешествовали в разные страны и на разные континенты. В Афинах пифагорейским учением заинтересовался Платон. Он за большие деньги выкупил у пифагорейца Филолая книгу с их учением о числах. А пифагорейцам запрещалось рассказывать о своих взглядах на мир непосвященным. У них как и в будущем в платоновской академии, а позднее и в лицее Аристотеля существовало два рассказа о мире: для посвященных(эзотерическое) и не для посвященных (экзотерическое). Не посвященные не могли без подготовки понять сути учения Пифагора, Платона и Аристотеля в их школах, отчего проходили курс посвящения в виде дополнительного обучения. Сутью такого дополнительного образования было научить ученика мыслить абстрактно, отвлеченно, философски. Не все ученики обладали таким философским мышлением. Многие люди вообще мыслят конкретными, видимыми категориями. Для многих не может существовать наночастиц, ибо их не видно и их можно только вообразить. Также и в древности не могли согласится, что есть в мире какие-то цифры, отдельные числа, тем более что есть идеи или энергия. Аристотель первый заговорил об идее материи, об энтелехии, о свойствах стихий, то есть о том, что стихии бывают холодными и сухими, теплыми и влажными. Это пифагореско-платоновско-аристотелевское направление мысли на века определило развитие науки. И только в 19-20 столетиях наука стала разделять материю не только на стихии как первоэлементы природы и вычленять их свойства, но и сами первостихии были расчленены на первоэлементы или на химические элементы живого и неживого бытия. Менделеев нарисовал таблицу химических элементов, а современные химики при ее помощи и знаний химической науки создали новые сочетания элементов, о чем только мечтали средневековые алхимики. Сейчас наука может остановиться ещё на 15-20 веков и будет топтаться на месте, как это было после Аристотеля, или наука при изучении природы двинется вперед, вглубь материи, изучит наночастицы и создаст на их основе такие вещества и материю, которая изменит наш мир. Существует опасность: не разрушит ли наш хрупкий мир новое знание и его преобразование? Так же думали, наверное, средневековые богословы, которые боялись опасных экспериментов алхимиков, как сейчас боятся экспериментов на коллайдере и разработок Чубайса.
Комментарии