О происхождении слова "рус".

На модерации Отложенный

Взгляд на происхождение и исчезновение шумерской культуры
 
"Этого не может быть! И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация. Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет."

1. ЗАГРОС - ШУМЕР.

Шумерская цивилизация - золотой век цивилизации древних оседлых земледельцев.

Если рассмотреть последовательность земледельческих культур, то нужно назвать еще одну, более древнюю земледельческую культуру:

"Наиболее ранние памятники земледельцев встречаются только на севере Месопотамии (двуречья) - в горах и предгорьях Курдистана (Загрос)", (Мунчаев Р.М., Гуляев В.И.).

Примерно, 8000 лет назад первые земледельцы спустились с крутых склонов Загороса в благодатную Синджарскую долину и, очевидно, у них были причины не спускаться в эту долину раньше.

По названию места расположения этой земледельческой культуры она стала называться "халафская культура". Внешность и язык "халафцев" не известны. Найдены остатки их домов, которые представляли собой соединение прямоугольных построек, - иногда с печами, очагами, с круглыми толосами. Также найдены остатки пшеницы, ячменя, кости коровы, овцы, козы, собаки. Отмечены два типа погребений - трупосожжение и трупоположение в катакомбах и ямах. Опуская описание росписи глиняной посуды, отметим, что были найдены крохотные, отполированные до блеска топорики. Говоря о религиозных представлениях "халафцев" те же авторы пишут:

"Но самым главным божеством, олицетворением плодоносящих сил природы была, безусловно, "богиня-мать", которую халафцы изображали вполне земной, крепкой и полной женщиной с намеренно подчеркнутыми признаками пола".

Можно предположить, что описанный во многих древнейших источниках потоп вынудил часть людей спасаться в долинах гор, которые должны были в народе получить название "Святые горы". (Не отсюда ли берет начало самый загадочный русский богатырь Святогор, которого, из-за его величия и древности, с трудом носит земля. Он сам ложится в безнадежный гроб и передает всю силу и дух богатырю нового времени - Муромцу). После потопа, по мере увеличения численности людей в этих районах, древние земледельцы начали расселяться, в том числе, в плодородное Междуречье, создав земледельческую цивилизацию, известную как "Шумер". По крайней мере, уже в середине 6-го тыс. до н. э они обнаруживаются там по материалам изобразительного искусства. Самые древние шумерские клинописные таблички датируются 3300 г. до н. э. .

2. ДУШЕВНЫЙ СТРОЙ ШУМЕРОВ

На то, что древняя шумерская культура была земледельческой указывают как высшее положение Богини - Матери ( "Мама", "Мами", более поздние - "Нинту", "Инанна", "Иштар" и др.) - родоначальницы всех богов и людей, так и иерархия культурных ценностей. Богиня - Мать отражала направленность мироощущения земледельцев на плодоносящие силы природы, которые содержит Любовь. Это обеспечивало им не только глубокие познания в выращивании плодов и, как следствие, высокие урожаи, но обеспечивало им также наивысшую рождаемость народа и соответствующую духовную культуру. В этом смысле можно сказать, что они держали Истину или "птицу счастья" в своих руках. Вот древнешумерские стихи о Богине - Матери (часть молитвы?):

Та, кто создает то,
что есть Дыхание.
Та, кто строит человечество.
Та, кто формирует сердце.

ОНА СОЗДАЕТ ДЫХАНИЕ, СТРОИТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ФОРМИРУЕТ СЕРДЦЕ!

Древняя шумерская цивилизация стала результатом долгой спокойной и счастливой жизни под покровом Великой Владычицы, Богини- Матери. Такие древнейшие цивилизации (они были самыми древнейшими) не имели жесткой государственной централизации. В них отсутствовало несправедливое насилие, желание кого - либо кому то подчинять. Общество существовало на основе Любви и соответствующем воспитании. Такие государства не строились на основе доминирующей централизации. Они состояли из больших самостоятельных общин, помогавших сородичам попавшим в беду.

Характеризуя древнюю Русскую культуру, автор ряда работ по культуре Древней Руси академик Б.А. Рыбаков писал:

"Земледельческое население Руси перенесло все свои воззрения, все почитание на "богородицу", на "владычицу", и греческие художники, украшавшие Софийский собор в Киеве, знали, что делали, когда на самом главном месте в храме выложили огромное изображение женщины с воздетыми к небу руками. Этим они сразу подсказали киевским язычникам, что и в новой вере можно почитать прежнюю великую богиню".

Известно, что земледельческую Россию называли "Дом Богородицы". Здесь наибольшее число Образов Богоматери, которые были в каждом русском доме на самых "красных" местах. Богородица всегда поднималась когда вставал вопрос жизни и смерти русского народа.

Вот, например, как выглядит Образ Богоматери "Спорительница хлебов":





А вот молитва к ней (кондак 1 из Акафиста пресвятой Богородице):

"Избранной от всех родов Божией Матери и Владычице небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!"

"Избранной от всех родов Божией Матери и Владычице небеси и земли..."

Имеющиеся литературные источники выдают спокойный, глубокий и добродушный характер шумерской культуры, мягкий юмор:

"Если страна плохо вооружена, враг будет всегда стоять у ворот"

"Счастье в женитьбе, а подумать - в разводе"

"Все равно умрем - давай все растратим! А жить - то еще долго - давай копить!"

Художественные традиции шумеров - орнаментальность и геометризм. В раннем культурном слое обнаружено большое число топориков, которые во второй половине 3-го тыс. до н.э. оказываются в разных районах современной Грузии.

Древним шумерам свойственно почитание плуга и пахаря. В шумерской оде говорится:

"Я Плуг, сделанный могучей рукой +
Я верный землепашец человечества.
Все страны обожают меня.
Все люди с радостью взирают на меня".

Из почитания пахаря, плуга рождалось почитание дикого тура, как предка одомашненного вола, быка. Характерным для шумеров является отрицательное отношение к собаке:

"Бык пашет, собака портит глубокие борозды"
"Только пес не знает своего дома"

В древнейших культурах собака была символом бесстыдства.
Такое отношение к собаке проявилось, например, у Гомера в "Илиаде":

"Тщетно ты, пес, обнимаешь мне ноги и молишь родными" (Ахилл Гектору)

А также в русском народном творчестве вплоть до 20-го века. Тут и гневные слова богатырей и "псы-рыцари" или вот:

"На нас, братцы, господь поразгневался
На славное царство Российское
Дал нам царя, нечестивого,
Называется, собака, прямым царем,
Прямым царем, да царем Митрием,
А царевичем Митрием Московским
Не успел, вор - собака, воцаритися
Похотел, вор - собака, поженитися"

3. ПАХАТЬ - ОРАТЬ

В шумерской клинописной таблице изображению ПЛУГА соответствует три слова: "АПИН" - плуг, "ЭНГАР" - земледелец, "УРУ" - пахать (см. "Советская Историческая Энциклопедия").

На испытавшем влияние шумерского языка аккадском языке те же слова звучат, соответственно так: "эпинну", "иккарру", "эрешу". Очевидна незначительность их изменения в течение тысячи лет даже в составе другого языка (ср. также в соотношении шумер - аккад звучание слов "дикий бык": "АМ" - "РЕМУ", ячмень: "ШЕ"-ШЕУ", "небо": "АН" - АНУ"), что говорит о высоком культурном положении в Шумере этих понятий и слов.

Здесь интересно отметить, что по рассказу Геродота (5-й в. до н.э.) земля у сколотов ("скифов") называлась "апи". Слово "земледельцы" по шумерски может звучать как "энгарии", где приставка "эн" может происходить от шумерского названия неба "ан". В таком случае получается "энг-арии" - "небесные земледельцы" или "земледельцы с неба", что согласуется с традицией легенды небесного происхождения земледельцев от Солнца. Так, по собственной легенде происхождения сколотов, священные золотые плуг, топор, ярмо и чаша падают им с неба. И былинный Микула Селянинович зачем то бросает свою чудесную сошку за "ракитовый кусток", что указывает на существование более древнего, забытого варианта былины, в котором волшебная сошка забрасывается - возвращается на свое священное место - на небо.

Для нашей задачи самым существенным является то, что:
В ШУМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЛУГА СООТВЕТСТВУЕТ СЛОВО "УРУ"!
Также отметим, что "УРУ", по мнению специалистов, еще соответствует значение "ПАХАТЬ".
Откуда может быть такое название плуга и процесса вспашки земли?

Звуковая основа языка была первична в словообразовании, которым человек распредмечивал материальный мир. Заметим и то, что некоторые близкородственные слова (например, родительские - "мама", "папа" и т.п.) или слова наиболее общего и высокого почитания - культа (например, солнца, воды, земли и т.п.) либо вовсе не подвержены изменению, либо изменяются незначительно. Известно, например, что женские роды не происходят без ОРА - без крика роженицы. (Какую "Маму" зовет роженица, когда бесконтрольно кричит "Мама!"?) Так из этого ОРа произошло родовое РО: "ро-жать", "ро-давити" - "ро-дити". Это родовое "ро" - "ра" (иногда и просто "р") стало обозначением происхождения от чего либо. Например, "роса" или "рос" могут означать "род солнца", где "с" - распространенное обозначение присутствия солнца - "солярный звук". На основе того, что первые пахари производили себя от солнца, родовое "ра" могло стать одним из названий самого солнца в значении "пра-ро-дитель".

Как в древнерусском языке назывался ПЛУГ ?
Он назывался "ОРАЛО" - ОРА-ЛО! ("Перекуем мечи на орало!"). Слово "ПАХАТЬ" по древнерусски было "ОРАТЬ", а "ПАХАРЬ" назывался "ОРАТАЙ". Объясняется это тем, что пахота земли была неразрывно связана с покрикиванием - "ораньем", которым пахарь управлял быком , заставляя его идти вперед и тащить за собой удерживаемый усилием пахаря на нужной глубине земли плуг. Пахарь постоянно и громко кричал на быка - т.е. ОРАЛ.
В былине о богатыре Вольге и Микуле Селяниновиче, олицетворявшим ПАХАРЯ Русской земли, Вольга, вступив на русскую землю, далеко СЛЫШИТ покрикивание (ор), но долго никого не видит+ Таким ором пахарей отличалась Русская земля. Этот шум - оранье был особенностью, визитной карточкой Русской земли. То же самое было и в Шумере: пахари также производили этот громкий ОР - УР, т.е. кричали на быка "ора!" или "уру!" или другой уг-ро-жающий, заставляющий животное идти вперед, звук. У русских ор - "ур" в явном виде и сейчас присутствует в радостном и грозном "ура!", выражающем восторг преодоленья. Так или иначе, но все пахари были вынуждены орать, занимались "ораньем" и пахать значит орать.

4. ПАХАРЬ ОТ СОЛНЦА

Если у шумеров "УРУ" - "пахать", то как будет у шумеров слово "пахарь", "светлый пахарь" или "пахарь рода солнца"?



Названия главных городов шумеров "Ур", "Урук", "Шуруппак" и других, где есть корень "ур" или уру, говорят о высокой степени возвышения главного дела шумеров - пахоты земли. Об этом говорит и отрывок из посвященной пахарю и плугу оды. Этот корень "УРУ" мог, также, стать их национальным ЗВУКОВЫМ выражением, признаком, национальным "лицом". Очевидно, что шумерское слово "пахарь" должно быть построено на основе корня "уру" и в нем также должен присутствовать солярный звук - знак солнца. Учтем и то, что одни и те же явления Природы могут иметь разные названия на основе разных свойств этих явлений. Так кроме свойств света, тепла и прародительства солнце может быть названо и по признаку формы. По такому признаку - "КОЛО" - мы обнаруживаем название солнца у сколотов - "скифов" (ср. "коле-со", "коло-бок" и др.) в имени их первого, по их собственной легенде происхождения, царя "КОЛО - КСАЯ", Геродот. (Сегодня почти все скифологи раскрывают это имя как "Солнце - царь"). Таким образом, если мы соединим сказанное о древних пахарях и о солнце с шумерским "уру", то шумерским выражением слова "пахарь" на основе "уру" может быть только "уру-с" - солнечный, светлый пахарь,"урус - с - коло" - "урусск" - "светлый пахарь от солнца Коло".

Такой сюжет объясняет происхождение в латинском языке (имеет влияние языка этруссков - одних из культурных наследников древних шумеров, которые после разрушения Трои переселились на Аппенинский полуостров) слова "урус" в значении "светлый тур", т.к. мифологическое соединение значения "пахарь" с туром - диким предком быка наиболее вероятно. В прошлом такой подход был распространен. Так, например, Стефан Византийский объяснял название "Таврика" тем, что "там Осирид, запрягши быков, вспахал землю, и от этой то пары быков получил имя народ". И во 2-м тыс. н. э. автор "Слова о полку Игоревом" легко написал: "буй тур Всеволод".

А что значит русское выражение "бычья твоя голова!", которое иногда применяют к "у-прямым"? Оно значит, что при вспашке бык двигается прямо+ В этрусском языке, согласно Паллоттино (исследователь этрусского языка), "усил" - солнце и божество солнца. Сравнивая "у-прямый" и "у-сил", можно сделать вывод, что солнце в этрусском языке также называлось, или, по крайней мере, имело корень "сил". В латинском языке находим: "рус" - деревня, село, поместье; поле, пашня; "рустикус" - крестьянин, земледелец; "рурикола" (рури - кола) - обрабатывающий землю, земледелец. Очевидно, что все эти значения - остаток вырожденного первоначального "урус" - "рус", "урусск" - "русск" в значении "светлый пахарь", "пахарь (уру) от солнца Коло". Таким же превращением из соединения пахаря с солнцем - "рус - сил" стали в латинском языке слова: "руссус" - красный; "руссеус" - красноватый, рыжий или гнедой; "руфус" - ярко-красный, рыжий, рыжеволосый. Таким образом, корень "рус" присутствует и в значениях "де
ревня", "земледелец" и в значениях "ярко-красный", "рыжеволосый". Такое слияние могло произойти только на основе соединения Пахаря и Солнца, т.е. из понятий "солнечный пахарь" или "пахарь от солнца", которые кратко выражает слово "УРУССК". Также прочитывается происшедшее из древнерусского "древнегреческое" слово "аро-те-рос" - пахарь, как "пахарь рода солнца".

Становится понятным, почему в древнерусской литературе, как отмечают исследователи, сами слова "Русская земля" имеют священный, культовый характер. Ведь это не просто земля проживания, а в прямом смысле еще и ПАХОТНАЯ земля ПАХАРЕЙ, т.е. особая, РУССКАЯ земля"! И "Святая Русь" потому, что она светлая по происхождению от Солнца ПЕРВЫХ пахарей! Поэтому слово "русый" в русском языке применимо только к обозначению цвета волос человека в значении "светловолосый", т.к. оно происходит от ИМЕНИ древнейших, происходящих от Солнца ПАХАРЕЙ, отличавшихся светлым цветом волос! "Все скифское племя рыжее" - писал Гиппократ (5-й в. до н.э.). Схолиаст Сафо (6-й в. до н. э.) называл "скифским" фапс - дерево, с помощью которого красили шерсть и волосы в желтый цвет. А какого цвета была лошадка у МиКолы? Лошадка была СОЛОВАЯ!

5. В ПОИСКАХ ЗЕМЛИ И ВОЛИ

Высокая рождаемость вынуждала земледельцев первыми сниматься с мест в поисках новых пахотных земель. Древние земледельцы всюду были первооткрывателями, в отличии от кочевников, которые всегда приходили после земледельцев на освоенные земли.

В поисках "земли и воли" урусски уходили на север Передней Азии (Урарту), в Среднюю Азию, на запад в Малую Азию, через Кавказ в Прикубанье, к Азовскому морю, на Волгу и Дон, через Балканы и Черное море в Придунавье, в Тавриду, Приднепровье, на Дон. На Дунае, близ местечка Тэртэрия, во время раскопок найдены глиняные таблички, покрытые знаками, напоминающими образцы шумерской письменности. Находка отнесена к началу 4-го тыс. до н.э. По данным антрополога В. Алексеева "древние египтяне изображали на цветных бумагах жителей Северного Средиземноморья с голубыми глазами". Он же отмечает что в Северной Осетии "высоко в горах есть примесь русоволосых людей со светлыми глазами". Интересные "следы" имеются и в языке. В хеттском языке: "лип" - липкий, мазать; "аттас" - тата, тятя; "ватар" - вода; "тайа" - таить, утаивать, украсть; "непис" - небо; "далугасти" - долгота. В "вымершем" тохарском языке (восточно-иранская группа): "реки" - речь, слово; "пик" - писать, рисовать; "малк" - мелко; "крантсу" - краса; "мокатс" - мощный. О связи русских с Черным морем академик Н.Я.Марр писал: "+у русских не живет предание о том же, им не менее родном море, как русском море, русском, буквально этнически - русском и этнически - скифском, греками обращавшемся то в Аксенское, то в Евксинское море+ Однако русский народ, не помнящий своего русского родства, прародительских изначальных истоков, еще тогда весьма сложно сплетенных, не представляет исключение".

В новых землях создавались новые урусские национально - культурные образования. Таким образованием в Малой Азии стало многонациональное Хеттское государство, достигшее наибольшего военного могущества в середине 2-го тыс. до н.э.. Оно могло стать государством лишь после накопления численного преобладания народа одной культуры. Таким объединяющим народом стали расселявшиеся и быстро размножающиеся урусски. Считается, что это государство развалилось по внутренним причинам. Видимо, "последней точкой" его существования стало разрушение Трои. Согласно греческой мифологии Трою основал Ил - сын Троса (Тур-роса?), который, в свою очередь был внуком сына Зевса Дардана (Дар - Ана, т.е. "дар неба"?) и правнуком царя Тевкра, в имени которого просматривается "тевр" - тавр. Место для города было выбрано с помощью коровы. (С помощью коровы был, также, найден "скифами" 4-го в. н. э. потерянный в "древнее время" их священный меч, - см. рассказ Приска Панийского о поедке в ставку Аттилы). Из балканских царей Трою в войне поддержал только фракийский царь Рес. (По данным древних греков и римлян фракийцы - светловолосы и светлоглазы).

Таким же новым урусским государственным образованием стало Уруатри - Урарту - Урашту (с 13-го в. до н.э.) с характерными для пахарей элементами культуры: культ солнца, топоры, бронзовые пояса, грифоны, орнаментальность и геометризм художественного стиля. Имя общей для Месопотамии и Урарту Богини плодородия пашни и урожая - "Ураш" (иногда представляется женой Бога неба -Ана). Бог грома, бури, войны - "Тейшеба" - "Тейшебу" (ср. в русском: "зашибить", "шибко" или "шибануть"). О многом говорят, также, имена царей царской династии - "Руса" (Руса I, Руса II и т.д.), правившей 150 лет, начиная с начала 8-го века до н.э.., что указывает на высокое положение в культурных ценностях того время слова "Рус". Длительное время изучавший язык и культуру Урарту, автор яфетической теории языка Н.Я Марр пишет: "Их звали урарту, многие зовут и поныне так, только потому, что так звали их ассиро - вавилонские источники, продолжавшие твердить название того времени, когда страну действительно населяли Урарту (у - раш- ту), т.е. народ с расенским или этруским племенным образованием в основе". В другом месте он же: "Но едва ли случайно, что в русском языке пережиточно наличны яфетические названия злаков и термины земледелия". Например, даже "пашня", "пахать", а с ними и "пахнуть", происходящие одинаково от понятия "дыхания-бык-пахание" общи у русского с халдским клинописным языком (халд. "пакини" - "бык")".

Кроме этих двух древних областей расселения пахарей - урусов можно назвать и так называемую "майкопскую культуру", представленную многочисленными курганами, иногда укрепленными поселениями. По богатству выделяется Майкопский курган (середина 3-го тыс. до н.э.), ставший местом погребения знатного вождя. Вождь был похоронен под дорогим балдахином, который поддерживали четыре серебряных шеста, заканчивающиеся литыми из золота и серебра фигурами быков. На полотне балдахина - золотые бляшки в виде штампованных колец, фигурок львов и быков. Рядом стояли два золотых и 14 серебряных сосуда.

6. ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

В Междуречье кочевники - скотоводы стали проникать в середине 3-го тыс до н.э.. Они накапливались в районе Аккада. Кочевники имели иное мироощущение, что выразилось высшим положением в иерархии Богов мужского начала (Энлиль, Мардук).

К началу 2-го тысячелетия уже не приходится говорить о "шумерской цивилизации". К этому времени в Шумере складывается так называемая шумеро-аккадская цивилизация, ставшая культурной прародительницей "Ветхого Завета". Завет вместил в себя как некоторые шумерские источники, так и мироощущение семитов - пастухов.

Фактом, доказывающим прошлую нешуточную борьбу этих двух мироощущений - земледельцев и кочевников - является рассказанная в Ветхом Завете история о Каине - земледельце и Авеле - пастухе. В ней племенной бог семитов - кочевников "ни с того, ни с сего", т.е. без всякого повода, отказался принять дары земледельца Каина (земляные плоды) и принял дары пастуха Авеля (барашка). Аргументации нет потому что для последних авторов Ветхого Завета она очевидна: ведь Каин был земледельцем, а Авель пастухом! Полностью отсутствует в Ветхом Завете и упоминание о Богине - Матери или другие сообщения о каком либо женском божестве, о божественной природе Женского Начала. Ту же идеологическую вражду отражает данная в Завете крайне низкая оценка значения женщины в духовной жизни народа, но зато широко описана е¸ разрушающая роль. Именно в отношении оценки роли Женского Начала в жизни людей обнаруживается противоположность в мироощущении древних шумеров и семитов. У первых мы видим Женское начало в качестве высшей животворящей силы, главного Образа мира, у вторых - в качестве сброшенного с неба и растоптанного на земле чужого образка.

По мере относительного усиления в Шумере культурной составляющей временщиков - кочевников при возрастающем оттоке пахарей - уруссков земля Древнего Шумера приходит в запустение. Засоряются оросительные каналы, гибнут плодородные почвы, физически и культурно разрушаются города. Исчезает и жизнеутверждающая шумерская литература.

Такой конец шумерской цивилизации уже знал автор "Эпоса о Гильгамеше" (конец 3-го тыс. до н. э ):

"Скажи мне, друг мой, скажи мне,
закон земли, который ты знаешь.
Не скажу я, друг мой, не скажу я.
Если бы закон земли сказал я,
сел бы ты и заплакал".

ТАК ИСЧЕЗЛА ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ШУМЕРОВ.

P.S. У сторонников скандинавского происхождения "Руси" нет этимологии.

1984г.