О. А. Платонов. "Неповторимые черты Русской цивилизации"

На модерации Отложенный

 

Святая Русь – четыре основных понятия

Первым понятием, на котором стоит русская цивилизация, можно назвать веру. Именно она определяет правильное направление и развитие жизни. Вне веры человек не полноценен, не может осуществить полную мобилизацию своих духовных сил. Вторым идеалом и критерием русской цивилизации является добротолюбие. Принцип добротолюбия является главным критерием в оценке как святости, так и вообще человеческой жизни. Добротолюбие отмечали еще греческие историки, как один из принципов жизни древних русов, древних славян. Многие народы понимали добро и зло, как две равноценные силы, которые ведут между собой постоянную борьбу, и где-то побеждает добро, а где-то зло. Русские славяне считали, что в большинстве случаев добро необоримо, рано или поздно, оно победит. И в этом тоже раскрывается принцип добротолюбия.

Следующим идеалом и критерием русской цивилизации можно считать понятие нестяжательства. Оно означает преобладание духовно нравственных форм жизни над материальными формами жизни. Нестяжательство, конечно не означает, что русский человек полностью отказывается от материального, но обозначает приоритет в развитии духовных начал человека, отказа от стяжательства, погони за наживой, от стремления построить жизнь исключительно ради получения каких-то благ и комфорта.

Еще одним идеалом русской цивилизации можно считать идеал соборности. Его тоже я глубоко и подробно изучил и проследил. Если сказать коротко, то соборность — это растворение русского человека в церкви, государстве и народе. Это любовь к общим ценностям. Соборность прямо противоположна понятию индивидуализма. Именно здесь и проходит водораздел между пониманием разницы между Западом и Востоком, ибо Запад в основном индивидуалистичен и на этом основывается, а Восток, русская цивилизация, основывается на соборности. Это вовсе не означает, что человек становится рабом, а наоборот, человек может себя ощутить свободным только в понятии соборности. Это его мир, им он живет, только в этом мире он может полноценно раскрыться и развиваться. Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди — Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе: за Веру, Царя и Отечество. Таким образом, известная формула «Православие Самодержавие Народность» возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности. Эти мотивы звучат в самых ранних произведениях Древней Руси.

Следующим идеалом русской цивилизации следует назвать государственное начало, сильную центральную власть и сильное самоуправление на местах. Одновременно сочетающаяся симфония светской и церковной власти, которая проводит в жизнь главную мысль, что государство, следующее идеалам христианства, должно обязательно слиться с церковью. И, наконец, еще один идеал, который следовало бы отметить, это борьба за свою земную Родину, за свое Отечество, которая является начальным движением в Царствие Небесное.