Будущее за синтезом науки и мистики

На модерации Отложенный

  Никого из верующих не тревожит, что он ничего не знает о Боге, более того, уверенность в невозможности подобного познания считается проявлением необычайной проницательности. Между тем мы только тогда полноценно поверим в Бога, когда хоть немного поймем, чтó такое Бог. Мы не должны ограничиваться рассмотрением религии как таковой и не стремиться к познанию божественного содержания.
  В давние времена, когда человеческая мысль находилась на невысокой ступени развития, считалось, что мы можем знать только наше отношение к Богу, но не то, чтó есть Бог, и лишь наше отношение к Богу – та сфера, которая вообще называется религией. Такая точка зрения сохранилась до сих пор. Этим и объясняется, что в наши дни мы слышим только о религии и не находим исследований, где ставится вопрос, чтó есть природа Бога, Бог в Себе Самом. Бог, согласно этой устаревшей точке зрения, не есть предмет нашего познания. И по мере того как считанных исследований о природе Бога не прибавляется, все более настойчиво выдвигается требование, чтобы человек был религиозен, но при этом не стремился бы к познанию божественного содержания.
  Поныне в философских и богословских кругах широко распространено архаичное мнение, будто между философией и религией непременно должна пролегать непреодолимая пропасть (правда, при этом признают, что философы обязаны быть отчасти богословами, а богословы обязаны быть отчасти философами). С этим мнением можно согласиться лишь отчасти. Существование пропасти между философией и религией одновременно и необходимо и непозволительно.

Надо и нельзя вместе. К примеру, Земля проклята Богом изначально, Земле надо гибнуть. Однако это не значит, что Земле гибнуть можно, Земле гибнуть нельзя. Сосредоточим же свое внимание не на том, что надо, а на том, что нельзя.
  Тот верующий, кто недоволен философией – этой мыслящей религией, - не знает, чего хочет. Представление, согласно которому вера и свободное философское исследование могут спокойно сосуществовать, не затрагивая друг друга, ложно. Нет никаких оснований полагать, что вера в содержание религии устоит, если разум убедится в несостоятельности этого содержания. Поэтому в былые времена Церковь была вполне последовательна и права, когда отказалась признать, что несовершенный разум может быть противопоставлен вере и тем не менее подчинен ей. Однако ничто не стоит на месте, и если в далеком прошлом познание было настолько несовершенным, что от его услуг Церковь вполне справедливо отказывалась, то ныне оно настолько усовершенствовалось, что способно установить подлинный мир в глубинах раздвоенного человеческого духа.
  Моя цель состоит в том, чтобы продемонстрировать, как с помощью синтеза религии и философии можно хотя бы в самых общих чертах познать природу Бога. К тому же опыт XX века показывает, что наука и мистика сами по себе, в изоляции друг от друга себя дискредитировали и что человеку в XXI веке потребуется такое мировоззрение, которое представляло бы собой их синтез.