Сначала работу своим «мозгам», а потом уже и иностранным!

 

У нас в последние годы много спорят о проблеме трудовых мигрантов. Как правило, речь идет о гастарбайтерах, малоквалифицированных работниках. Готовящаяся высылка нескольких сотен таджиков после суда над пилотами, один из которых гражданин РФ, добавила масла в огонь дискуссии. Россию упрекают в жестокости, сравнивают с фашистской Германией  и т.д.

Сразу скажу, эту тему я не обсуждаю. Плохо или хорошо в данном случае намерена поступить Россия (уверена, что до реальных шагов дело не дойдёт), должна или нет заботиться о тех, кого приручила, как рекомендовал Маленький принц Сент Экзюпери, оставляю в стороне. Хочу лишь провести параллели с тем, как защищает свой рынок труда Франция.

Известно, что в ней живет много граждан из бывших французских колоний в Северной Африке и Юго-Восточной Азии. Немало из них проникают в страну самыми разными, в том числе нелегальными, путями. Их как-то пытаются или отправить на родину, или легализовать. Но одновременно долгие годы Франция в рамках политики сохранения своего культурного влияния в большом «французском мире» выделяла средства на обучение студентов из новых независимых государств в своих университетах. Став дипломированными специалистами, большинство их оседали на французской земле. И это устраивало всех.

Но кризис вносит изменения и в эту сферу.

Правительственный циркуляр от 31 мая 2011 года, направленный на ограничение трудовой иммиграции, изменил правила для иностранных студентов и теперь "мозгам" угрожает отправка в Алжир, Марокко и другие страны по месту жительства. Даже самые высококвалифицированные выпускники, кто прошли конкурс и заручились обещаниями солидных работодателей (например, Банка Сосьете Женераль, Государственных Железных дорог и т.п.), не имеют никакой гарантии получить разрешение на работу.

 Многие из них в отчаянии, так как в своих странах их ждет безработица. Они не понимают, почему Франция, которая заплатила за их образование, не хочет, чтобы молодые спецы своим трудом компенсировали её издержки.

Циркуляр требует, чтобы работодатели в случае приёма на работу иностранного гражданина доказали, что они не могут найти на эту должность гражданина Франции. На бытовом уровне выпускникам говорят, что они «воруют работу у французов». Некоторые ожидают решения вопроса о выдаче разрешения на работу или отказе  уже в течение нескольких месяцев. При этом им дается вид на жительство, не имеющий  смысла при отсутствии разрешения на труд.

Многие директора средних школ и университетов начали коллективную борьбу за отмену   циркуляра. Правительственные чиновники им напоминают, что циркуляр не затрудняет прием иностранных студентов во Франции. По закону от 2006 года выпускникам из их числа предоставляется право на 6-месячную работу по специальности с целью получения трудовых навыков. «Что касается доступа к трудоустройству, то при 2,75 миллиона безработных французов (на 65 миллионов населения) приоритетным является удовлетворение спроса на работу внутри страны», заявил министр внутренних дел, заморских территорий и местного самоуправления Клод Геан.

Вот вам разница в подходах России и Франции. По июльским данным у нас  5 миллионов безработных. То есть мы лишь немногим в процентах уступаем Франции. Но на властном уровне ничего не делается для снижения трудовой миграции, хотя в малых городах и селах людям нечем заняться. А если время от времени и заикаются о ее регулировании, то добавляют, что нам надо завозить квалифицированные кадры.

Сравните с подходом «цивилизованных» стран. «Не нужны нам иностранные специалисты, пока не имеют работы свои». По-моему, правильный подход у французов.