Спасение евреев в Османской Империи - Часть I
На модерации
Отложенный
Большинству наших современников в той или иной степени известно библейское предание об исходе еврейского народа из древнего Египта.
Помимо литературных источников спасение евреев из «фараонова рабства» настолько хорошо освещено в произведениях Голливуда, что даже люди, никогда не читавшие святых писаний получили достаточно полное представление о великом подвиге пророка Моисея и божественных чудесах, сопутствовавших исходу.
Но вряд ли можно с той же уверенностью сказать, что современники в равной степени осведомлены о гонениях на иудеев в христианский период истории. Далеко не всем известно, что с наступлением христианской эры еврейский народ на протяжении веков подвергался смертельному риску в не меньшей степени, чем во времена фараонов. Значительное место в истории еврейского народа занимают события происходившие в средневековой Европе в разгар католической инквизиции, унесшей сотни тысяч жизней иудеев. Именно в этот период тяжелейших испытаний, несравнимо превосходящих по жестокости легендарные тяготы египетского рабства, Османская (Оттоманская) Империя оказалась той самой страной, в пределах которой евреи обрели ещё одно чудесное спасение и защиту, избежав, как уникальная этно-религиозная общность, вполне реальной угрозы уничтожения.
История Османской Империи берёт начало с 1299 года, когда султан Осман l (Gazi Osman Paşa, Birinci Osman) по прозвищу «Кара» (Великий) впервые провозгласил создание своей державы на западе современной Турции. Границы возникшей впоследствии одной из величайших империй в истории человечества, как известно, охватывали территории, расположенные на трёх континентах – Европы, Азии и Африки. Пристрастная евроцентристская историография, не скрывая неприязни к великой тюркской державе, неизменно «живописует» её в сумрачных тонах, преднамеренно упуская из виду одну примечательную особенность, явно отсутствовавшую в христианских странах того периода. В рамках обсуждаемой темы данная особенность имеет существенное значение, поскольку речь идёт о религиозной толерантности, некогда превратившей эту великую страну в зону спасения не только для иудеев, но также для направлений христианства, обвинённых Вселенскими собраниями в ереси монофизитства (яркий тому пример – армянское монофизитство, процветавшее в Османской Империи).
Но, говоря о причинах гонений, устроенных христианами на евреев, необходимо остановиться немного подробнее на самых ранних этапах становления христианства, происходившего во времена владычества Рима.
В Римской Империи вплоть до второго века новой эры христианство считалось чем-то вроде неформальной секты, обособившейся внутри иудаизма. В истории данный период часто называют «еврейским христианством», поскольку все ранние последователи Христа, включая всех апостолов, были евреями, почитавшими святую Тору и жившими в еврейских общинах. В глазах римлян, имевших многовековой опыт общения с иудеями, христиане были теми же евреями, только создавшими некое тайное общество. Характерно, что в Римской Империи этого периода религиозные службы иудеев были официально разрешены, в то время как собрания христиан (тем более, тайные) были под строжайшим запретом, преследовались и жестоко карались.
Насыщенному событиями и драматичному периоду истории раннего христианства и, в частности, взаимоотношениям с иудаизмом, посвящены многочисленные исследования, но в контексте данной статьи заслуживает внимания отчуждение евреев в процессе постепенного усиления позиций христианства в Римской Империи и его принятия римлянами. Не утомляя читателя описанием всех сложностей взаимоотношений между языческим Римом, иудеями и христианами, отметим только, что в дохристианской Римской Империи евреи уже сталкивались с серьёзнейшими осложнениями во взаимоотношениях с официальной властью и римскими религиозными традициями.
Иудея была провинцией Рима, обладавшей атрибутами государственности и автономным управлением, существенную роль в котором играли священнослужители. Многовековая традиция почитания императоров Рима наравне с богами была абсолютно неприемлемой для евреев, исповедовавших единобожие. Откровенный идеологический разрыв между евреями и римлянами произошёл при императоре Калигуле, правившим Римом с 37 по 41 гг. новой эры. В условиях тирании, установленной Калигулой, идея божественности его происхождения и утверждённой им власти была доведена до такой степени, что это вызвало растущее негодование даже у самих римлян (Калигула был убит в результате заговора в 41 г.н.э). Историки считают, что именно обострение отношений с Иудеей в период правления императора Калигулы в конечном итоге привело впоследствии к череде Римско-Иудейских войн (с 66 по 135 гг. н.э.). Не в силах противостоять военной машине Рима, Иудея потерпела поражение, местное самоуправление было упразднено, а провинция переименована в Сирийскую Палестину.
Всего четыре года спустя после начала военных операций против Иудеи, в 70-м году н.э. при правлении императора Адриана столицу провинции Иерусалим в буквальном смысле слова сравняли с землёй. Римско-Иудейский историк Тит Флавий Иосиф (Иосиф Бен Матитйаху), современник происходивших событий, свидетельствует, насколько старательно был исполнен приказ о разрушении некогда величественного города: «…не осталось ничего, что могло бы убедить посетителей в том, что это место когда-либо было обитаемым». С целью уничтожить память о некогда могущественном Иудейском царстве и его процветающей столице на месте стёртого с лица земли Иерусалима по приказу императора Адриана была основана римская колония под названием Аэлиа Капитолина.
Но история христианского периода гонений на евреев, пожалуй, берёт своё начало со времени, когда христианство было объявлено государственной религией Римской Империи. Произошло это во времена императора Феодосия Ι, одного из первых христианских императоров Рима, утвердившего в 380 году государственный статус новой веры (Феодосий Ι прославился так же тем, что отменил Олимпийские игры, как языческую традицию, запретил изучение математики, отнеся её к магии и колдовству, а так же приказал сжечь богатейшую библиотеку в Александрии, уничтожив одну из ценнейших информационных баз человечества, поскольку считал ей исполненной языческой ереси).
Преследованиям, становившимся со временем всё более ожесточёнными, подверглись не только иудеи и последователи старых верований, восходящих к пантеону древнегреческих и египетских богов, но также направления христианства, противостоявшие официально утверждённой идеологии.
По мере распространения и усиления христианства на европейском пространстве стало набирать силу и такое явление как христианский фанатизм. По всей вероятности рост фанатизма поощрялся католической церковью и её центральными институтами управления в лице Римского папства, заинтересованного в устранении всяческого инакомыслия. Происшедшее вскоре после смерти императора Феодосия Ι разделение Римской Империи на Западную и Восточную (Византийскую) сопровождалось чередой многочисленных событий политического и идеологического характера. Однако распад империи ни в коей мере не облегчил участи иудеев, оказавшихся на первом месте в списке пострадавших от религиозных преследований.
Если в сложнейших идеологических дебатах евреи могли отстаивать позиции древнейшей религии человечества, из которой произрастало само христианство, то противостоять натиску христианского фанатизма, крайне далёкого от логики и здравого смысла, было практически невозможно. Многие исследователи ранне-христианского периода истории склоняются к мысли о том, что зёрна фанатизма сеялись искусственно с целью вызвать к иудеям всеобщую ненависть, и причиной тому было не только стремление к идеологической победе, но и материальное богатство еврейских общин.
Вымыслы, пущенные в обращение на заре христианства, сыграли значительную роль в разжигании вражды и неприязни. Именно в этот период истории появляются ростки так называемого «кровавого навета», обвинявшего евреев в человеческих жертвоприношениях. Поразительно, но примитивное поверье о том, что в определенный день года евреи убивают представителей других религий (чаще всего христианских детей) для использования их крови в ритуальных целях, применялось гонителями иудеев в качестве аргумента, не требовавшего доказательств на протяжении веков. Как это ни прискорбно, но невежественная и злонамеренная клевета дожила до наших дней.
Не случайно, что сегодня, так же как и во времена средневекового мракобесия, всё ещё популярна ссылка на греческого учёного Апиона, который в 40-м году н.э., во времена правления упомянутого выше императора Калигулы, выступая с обвинениями в адрес евреев, заявлял, что евреи приносят греков в жертву своему богу. То, что Апион не был христианином и сегодня используется в качестве аргумента, что мол не только христиане являются авторами «кровавого навета». Однако при этом упускается из виду, что к концу правления Калигулы христианство уже вступило в фазу активного распространения в Римской Империи, а сам Апион не называет никаких имён и не приводит никаких доказательств, т.е. откровенно клевещет. Не учитывается так же то, что он обращается к императору, который считал богом самого себя. Кроме того, утверждение Апиона единично, в то время как обвинения со стороны христиан (общим свойством которых так же является бездоказательность) исчисляются сотнями, если не тысячами, учитывая бесчисленные лжесвидетельства, выбитые под нечеловеческими пытками в период католических инквизиций.
Но есть одна примечательная деталь, позволяющая предположить, что «кровавая клевета» была изобретением христиан. Для обвинений христианского периода характерна одна общая особенность – почти во всех наветах говорится о похищении и мучительном умерщвлении христианских детей, причём часто с нанесением ран аналогичным ранам Христа. Подобная пристрастность в деталях указывает на то, что «кровавый навет» преследовал целью вызвать ярость против иудеев именно среди христиан. В первых веках новой эры никто более христиан, постепенно превращавшихся во влиятельную политическую силу, не был заинтересован в устранении сильнейшего идеологического конкурента в лице иудеев, которых христиане к тому же обвиняли в казни Иисуса Христа.
О том, что «навет» был в широком хождении в первых веках новой эры, причём именно в упомянутой христианской версии, свидетельствует образец клеветы от Византийского историка Сократа Константинопольского (Сократа Схоластика). В 415 году он писал о том, что евреи привязывают похищенных детей к кресту и бичуют их до тех пор, пока те не умирают. Налицо ярко выраженное христианское содержание навета (убийство невинных детей подобно убийству беспорочного агнца Иисуса, его бичеванию и распятию), бьющее по святым чувствам христиан и рассчитанное на бурную эмоциональную реакцию толпы. Почти во всех случаях, от далёкого прошлого до современности, подобная реакция выражалась в незамедлительном самосуде над евреями и погромах.
В период с 4-го по 7-й века непрерывные осуждения иудаизма со стороны христианских епископов способствовали тому, что в Византии были приняты законы, преследовавшие целью сделать невозможным для евреев свободное соблюдение и исполнение своих религиозных традиций. Так, например, был введён запрет на общественные собрания и даже запрет на ежедневные молитвы. Были так же установлены непомерные налоги на проведение служб и обрядов, что естественно вызывало законное возмущение евреев, на которое христиане без промедления отвечали яростными погромами.
Послабление в гонениях на иудеев и носителей христианского инакомыслия наступило с приходом в европейское пространство Ислама. Арабский Халифат, к началу 8-го века охватывавший огромную территорию от Персии на востоке до Испании на западе и отличавшийся религиозной терпимостью, гарантировал мирную жизнь всем последователям святых Писаний, каковыми были иудеи и христиане. Судьба предоставила евреям, спасавшимся от жестоких преследований, возможность обрести достойное существование в границах Халифата. Но этот покой был относительно недолгим.
Непрерывные войны с христианами в Испании, известные в истории под названием «реконкисты» (буквально – отвоевание), привели, в конечном итоге, к тому, что к концу 10 века позиции Халифата на Пиренейском полуострове существенно пошатнулись. С падением Толедо в 1085 году, столицы процветающего эмирата в центральной Испании, процесс вытеснения мусульман с полуострова принял необратимый характер. Но это означало так же, что евреи лишались защиты, которую им предоставлял Халифат. Поэтому не случайно, что победы «реконкисты» совпадают с началом нового, ещё более ожесточённого витка гонений на иудеев, всё отчётливее принимающих формы спланированных и организованных действий.
Относительно редкие случаи насильственного крещения евреев, происходившие и раньше, начинают приобретать систематический характер. Причём выбор, предоставляемый при этом иудеям, был зачастую предельно прост - крещение или смерть.
Религиозная нетерпимость христиан к инакомыслию рано или поздно должна была найти выражение в официальных формулировках правящей идеологии, представленной Римской католической церковью и её лидерами. И подобная формулировка, наконец, прозвучала в 1203 году из уст папы Иннокентия ΙΙΙ в его обращении к архиепископам Парижа и Сенса: «…евреи, по своей собственной вине, обречены вечному рабству, потому что они распяли Господа. Подобно рабам, отвергнутым Богом, к смерти которого они злобно сговаривались, они должны, как следствие сего деяния, признать себя рабами тех, кого освободила смерть Христа». Подобное заявление со стороны верховной религиозной власти, в лице Папы Римского было далеко неординарным мнением. Власть Папы была сопоставима с властью монархов европейских стран и потому слова, звучавшие с подобной высоты, обретали силу идеологической установки в государственных масштабах.
Таким образом, в дополнение к «кровавому навету», пустившему корни на бытовом уровне, высочайшей клерикальной властью было узаконено мнение о том, что весь еврейский народ несёт на себе груз «деицида» (убийство бога: имеется ввиду выдача Христа римским властям и настояние иудейского духовенства на его казни). Избавлением же от вечного бремени «деицида» могло быть только христианское крещение.
Поскольку в послании из Рима прозвучал так же призыв к борьбе с проявлениями инакомыслия (ереси) в христианстве, считается, что именно это обращение папы Иннокентия ΙΙΙ к епископам следует рассматривать как начало общего процесса инквизиции. Но официально институт инквизиции был установлен Римом уже после смерти Иннокентия ΙΙΙ, когда в 1233 году, папой Григорием IX был учреждён Римский Католический Трибунал для проведения расследований («инквизиция» – лат. inquisitio – розыск, расследование) случаев проявления ереси, т.е. мнений или учений, противоречащих положениями установленной религии. Суд инквизиции выносил так же соответствующие приговоры в отношении носителей ереси, т.е. еретиков, применяя при этом широкий арсенал наказаний – от публичного покаяния до смертной казни.
На первых порах инквизиция была в основном ориентирована на искоренение христианской ереси, лишь в виде спорадических случаев вовлекая в расследование дела иудеев. Однако вскоре беспощадный механизм Католического Трибунала был развёрнут в сторону евреев, и уже в 1236 году Григорий IX издаёт указ церковным властям Англии, Франции, Испании и Португалии об изъятии иудейский религиозных книг. Причем, согласно папскому указу, сделать это надлежало в первую субботу Великого Поста, т.е. именно тогда, когда евреи, соблюдая правило священной субботы, обращались к чтению религиозных текстов.
Далее события развивались в направлении ещё большего ужесточения борьбы с инакомыслием, в котором иудеям, в силу их религиозной и этнической принадлежности, стало уделяться всё более пристальное внимание. В 1242 году Инквизиция объявила проклятие Талмуда и вслед за этим, в том же году, в европейских странах запылали костры, сложенные из тысяч священных книг. Но это было только началом религиозных репрессий против евреев.
Наступает 1252 год, «знаменательный» тем, что сменивший Григория IX папа Римский Иннокентий IV утверждает право Католического Трибунала на применение пыток во время проведения расследований. Отныне инквизиторов официально сопровождает штат профессиональных палачей и истязателей, которым, к слову сказать, церковь обещала отпущение грехов за подобное «сотрудничество». Средневековым кузнецам и ремесленникам поступают многочисленные заказы на производство изощрённых пыточных станков и приспособлений для причинения невыносимых мучений и нанесения физических увечий, почти всегда приводящих к смерти. В распоряжении «святой» (как её называли) инквизиции появился «богатый» набор узаконенных истязаний, уже к 1255 году активно применявшийся почти на всём европейском пространстве. О неописуемом садизме пыток и казней можно судить хотя бы по тому, что в разнообразном арсенале инквизиции лишение жизни через удушение считалось «милосердным» способом умерщвления.
13-й век становится для еврейского народа чёрным столетием начала систематических, организованных на государственном уровне массовых изгнаний и убийств. Вот только наиболее значительные и описанные в официальной истории Европейских стран события этого времени:
- 1261 год – герцог Брабанта (Бельгия) Генри III настаивает на изгнании всех евреев из своего герцогства,
- 1288 год – первое массовое сожжение евреев на кострах во Франции,
- 1290 год – первое массовое изгнание евреев из Англии (более 16 000 человек),
- 1298 год – преследование евреев в Австрии, Баварии и Франконии. В течении примерно 6 месяцев было физически уничтожено более 100 000 иудеев.
Необходимо отметить так же, что помимо религиозных гонений, в этот же самый период времени с 11-го по 13-й века происходили знаменитые Крестовые Походы, созывавшиеся в Европе под лозунгами «спасения гроба Господня» и «святой земли» из рук неверных (т.е. мусульман). Походы неизменно сопровождались чудовищными грабежами и массовыми убийствами мирного населения, как по пути к святым землям, так и на самой святой земле, включая священный город Иерусалим. При этом с особым пристрастием насилию и разрушению подвергались поселения иудеев. В полном противоречии с концепцией христианского милосердия, убийства евреев происходили без предоставления им права выбора типа «крещение или смерть», что позволяло «воинам Христовым» тут же прибирать к рукам их имущество, деньги и драгоценности. В период с 1095 по 1272 год было организовано девять Крестовых Походов, во время которых были убиты десятки тысяч мирных иудеев и уничтожены сотни еврейских общин.
С началом 14 века пожар инквизиции разгорается ещё сильнее и превращается для евреев в поистине катастрофическое общенациональное бедствие, ставящее под угрозу существование народа, этническая и религиозная сущности которого составляют единое и самобытное явление.
В 1306 году во Франции происходит событие, оставшееся в истории под названием «Великого Изгнания». Указом короля Филиппа IV Красивого около 100000 евреев было выдворено из страны, их дома и имущество конфискованы и проданы с аукционов, изъятые ценности и деньги переданы в королевскую казну. О том, насколько обогатилась французская казна, обобрав до нитки зажиточные еврейские общины, можно судить по тому факту, что изгоняемым семьям разрешалось забирать с собой только имевшуюся на них одежду, еду с расчётом на одни сутки и ничего из личных украшений или драгоценностей. Даже при таком повальном грабеже сотни беженцев погибли в пути не только от болезней и тягот, но так же в результате непрерывных нападений грабителей, поскольку по стране были распущены слухи, что евреи уносят с собой золото, спрятав его под одеждами.
Девять лет спустя, 28 июля 1315 года король Луи Х издаёт указ, в котором разрешает евреям возвратиться во Францию и вновь поселиться в городах, в которых они жили до Великого Изгнания. Но уже в 1320 году, Францию потрясает так называемый Крестовый Поход Пастухов, возглавленный неким юным свинопасом, объявившим, что его посетил Святой Дух, приказавший ему воевать против мавров в Испании, а затем отправиться освобождать святую землю. До Испании и Палестины пастухам добраться не удалось, однако их 40000 и плохо управляемая орда выместила свой фанатизм и жажду грабежей на еврейских общинах Франции, убив при этом тысячи евреев. По имеющимся данным было уничтожено и разграблено около 140 еврейских общин.
А ещё через год, в 1321 году, во Франции, в городе Кайен происходит сожжение 5000 евреев. Причиной для чудовищной казни послужила очередная клевета о том, что евреи якобы подговаривали неких преступников отравлять водяные колодцы.
Особое место в истории гонений на евреев занимает середина 14-го века. В 1347 году в Европе произошла первая вспышка так называемой «Чёрной Смерти» - эпидемии чумы, которая всего за пять лет (с 1347 по 1353 гг) унесла около 25 миллионов жизней. В среднем каждый год в Европе умирало около 5 миллионов человек. Смертность при заболевании была стопроцентной, в результате чего целые страны, сотни городов и деревень остались без жителей. О том, насколько опустошительной была эпидемия, свидетельствует тот факт, что население Британии только через два столетия достигло численности, которая была в стране до начала «Чёрной Смерти». В то время как эпидемия свирепствовала в Европе, было замечено, что смертность среди евреев была очень низкой, а в некоторых графствах или герцогствах евреи вообще не заразились чумой. Это, несомненно, было связано с традиционным укладом жизни и более высокими санитарно-бытовыми условиями, соблюдавшимися в общинах иудеев. Однако подобное объяснение не могло быть принято в условиях крайнего невежества, суеверий и радикального антисемитизма, царивших в христианской Европе. Гораздо более убедительными для обывателей оказались слухи о том, что сам Сатана защищает евреев от смертельного заболевания, чтобы они служили ему, отравляя колодцы и землю особым ядом, вызывающим чуму у христиан. Невежество породило даже описание состава этого яда – он якобы представлял собой высушенную смесь из христианских сердец, пауков, лягушек, ящериц, человеческого мяса и ритуального хлеба. Сегодня трудно поверить в то, что столь дремучее мракобесие могло повлечь за собой массовые убийства – однако факт остаётся фактом: десятки тысяч евреев были убиты именно на этом основании. Сотни иудеев были сожжены заживо, причём сожжение часто совершалось на христианских кладбищах. Всего же за период «Чёрной Смерти» на территории Европы было полностью уничтожено около 300 еврейских общин.
Схожая история повторилась спустя примерно 20 лет после завершения эпидемии «Чёрной Смерти». Случилось это в 1374 году, когда в Германии и Нидерландах произошла вспышка болезни не вполне понятного происхождения. Она осталась в истории под названием эпидемии «одержимости». Относительно её этиологии всё ещё ведутся споры – то ли это было вирусное заболевание, поражавшее центральную нервную систему, то ли массовое отравление, вызванное галлюциногенными спорами грибов и злаков. Как бы там ни было, но во всём опять же обвинили евреев. Были распущены слухи, что эпидемия «одержимости», выражавшаяся в безумных плясках и буйствах, часто завершавших смертельным исходом, была проявлением Божьего гнева, обрушившегося на христиан… за их чрезмерную терпимость к евреям. Излишне говорить, что вслед за этим по Европе (в основном Германии) прокатилась очередная волна массовых казней и самосудов. Точная цифра погибших неизвестна до сих пор, однако сохранившиеся свидетельства говорят о «десятках тысяч» убитых евреев.
Признавая очевидность непрерывных гонений на иудеев со стороны христиан, европейская историография, пропитанная ядом тюрконенавистничества, старается не упоминать тот факт, что самой безопасной зоной для евреев в их бесконечных скитаниях по пространству Европы в поисках спасения от фанатичных преследований, оставалась Турция. Ещё до начала известных событий 15-16 веков, о которых речь пойдёт ниже, не только евреи, но и мусульмане, столь же рьяно преследуемые христианскими фанатиками находили спасение и покровительство в пределах набиравшего силу Османского государства. Европейские историки, описывая изгнания иудеев периода 14-го века, предпочитают не посвящать читателей в подробности дальнейшей судьбы несчастных людей, пытаясь создать иллюзию, что якобы переезд, например, из Франции или Испании в Германию или Португалию избавлял их от гонений фанатиков. В действительности же, в какую бы христианскую страну Европы ни приходили евреи, в отчаянных поисках спасения они рано или поздно подвергались столь же жестоким преследованиям. И только общины, перебравшиеся в пределы Османской державы, обретали, наконец, мирную жизнь.
Но пока, вернёмся к истории инквизиторских преследований.
Продолжение следует…
Комментарии