«Единая Россия» и два ее главных «лица» – Владимир Путин и Дмитрий Медведев – переживают рекордный обвал рейтингов. Об этом сообщает журнал The New Times, который опубликовал результаты закрытого социологического исследования: партию власти в некоторых регионах поддерживает не более 20-22% избирателей. В Калининграде рейтинги партии и тандема и вовсе ниже 20%. При этом, что характерно, сомневающихся в победе «ЕдРа» в России почти нет.
Свежий опрос «Левада-центра» тоже показывает, что только за неделю «Единая Россия» ощутимо просела, и потеряла 9% от числа потенциальных избирателей. Еще 21-24 октября за партию власти, по данным «Левада-центра», готовы были голосовать 60% из тех, кто точно знает, что придет на выборы, и уже решил, какой партии отдать предпочтение. Но 1 ноября таких было лишь 51%. По 3% нарастили свой рейтинг КПРФ и ЛДПР. «Справедливая Россия» вплотную подошла к барьеру 7%, преодолев который сможет вновь создать фракцию в Госдуме. Рейтинг «Яблока» вырос до 4%. «Правое дело» и «Патриоты России» остались на прежних однопроцентных позициях.
Это значит (если предпочтения избирателей до 4 декабря не переменятся), что в следующей Госдуме единороссы могут занять 252 кресла (по итогам выборов-2007 было 315), коммунисты — 99 (сейчас 57), представители ЛДПР — 67 (сейчас 40), справороссы — 32 (сейчас 38).
Не блестяще обстоят дела с рейтингом и у многих губернаторов, которые выступают «паровозами» списков «Единой России» в регионах. Закрытый опрос, который фонд «Общественное мнение» провел по заказу администрации президента, показал удручающую картину.
Самыми непопулярными губернаторами являются Андрей Нелидов (Карелия, рейтинг одобрения 11%), Александр Михайлов (Курская область, 17%), Олег Богомолов (Курганская область, 15%), Павел Ипатов (Саратовская область, 14%).
Крайне высоки антирейтинги у Анатолия Бровко (Волгоградская область, положительный рейтинг 15%, антирейтинг – 37%), Ильи Михальчука (Архангельская область, 15% и 39%, соответственно), Аслана Тхакушинова (Адыгея, антирейтинг 41%), Таймураза Мамсурова (Северная Осетия-Алания, антирейтинг 45%), Александра Волкова (Удмуртия, антирейтинг 54%), Леонида Полежаева (Омская область, антирейтинг 37%), Равиля Гениатулина (Забайкальский край, антирейтинг 43%), Леонида Маркелова (Марий Эл, антирейтинг 40%), Олега Бетина (Тамбовская область, антирейтинг 45%).
Наибольшей поддержкой пользуется кемеровский губернатор Аман Тулеев с рейтингом 78%. Сергей Собянин в Москве популярен (одобряют 46% москвичей, не одобряют 15%), но куда меньше Юрия Лужкова даже в его худшие годы.
Наконец, рейтинги одобрения первых лиц государства тоже сползли вниз. В 2010 году деятельность Дмитрия Медведева одобряли 77% россиян, а деятельность Владимира Путина — 80%. А 1 ноября 2011 года к президенту одобрительно относились 57% (неодобрительно — 42%), а премьера одобрял 61% (не одобряли — 38%).
По мнению замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, причин перемен настроений в обществе несколько. Первая и самая существенная – «до граждан дошел смысл съезда «Единой России», на котором 24 сентября было объявлено о рокировке в тандеме». Для всех теперь очевидно, что рокировка фактически состоялась. Но та «беззастенчивость» тандема, с которой все было сделано, «могла обидеть избирателей, задеть их достоинство», – заявил социолог.
Вторая причина – предвыборные обещания: «граждане хотя и не сразу, но приходят к пониманию, что обещанные прибавки к зарплатам и пенсиям, в общем-то, ничтожны в сравнении с ростом цен». Третья – сам президент Медведев, который «после трех лет правления стал восприниматься как самостоятельная политическая фигура, обладающая своей группой поддержки». В связи с чем «группы поддержки ожидали реальной конкурентной борьбы», а «получилось как всегда». Все эти причины, считает Гражданкин, «подтачивают систему, как вода, которая незаметно вымывает куски грунта, после чего в какой-то момент обваливаются дороги».
Однако несмотря на то, что рейтинги «Единой России» и ее ключевых игроков катятся вниз менее чем за месяц до выборов, в самой партии власти «спокойно воспринимают» результаты опроса «Левада-центра». По мнению председателя общественного совета «Единой России» по взаимодействию с СМИ Алексея Чеснакова, это не более чем «флуктуация» (отклонение от нормы). Во-первых, потому, что даже «по таким данным у «Единой России» будет не менее 60% мест в Госдуме». Во-вторых, потому, что до сих пор «данные «Левада-центра» никогда не совпадали с итогами состоявшихся выборов», – оптимистично считает господин Чеснаков.
Как на самом деле сложатся выборы, рассуждает вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин.
«СП»: – Алексей Владимирович, о чем говорят рейтинги?
– О том, что в ряде регионов у «Единой России» дела обстоят плохо. Но это не повлияет на конечный результат. Да, оппозиция у нас есть, и ее поддержка может увеличиться. За коммунистов голосуют самые оппозиционные слои, это ярко выраженное протестное голосование. За эсеров – умеренно-протестный электорат, те люди, которые когда-то голосовали за Глазьева, а раньше, в 1990-е, за генерала Лебедя или Явлинского. Жириновской может сыграть на националистической волне, он наиболее активно использует эту тему. Но наряду с этим есть «народный прогноз».
«СП»: – Какой?
– Люди прогнозируют победу партии власти несмотря на то, что оппозиция активизируется. Это очень важный момент. В России, к сожалению, власть есть власть, а оппозиция – это всего лишь оппозиция, и поменяться они не могут. Это ощущение очень серьезно проникло в общество: что ни делай, все равно «Единая Россия» выиграет.
«СП»: – Вы считаете, многие поддержат «ЕдРо», не кривя душой?
– Голосование за «ЕдРо» будет достаточно высоким. Не потому, что «Единую Россию» любят, не потому, что с ней связывают большие надежды. Ушло уже ощущение, что надо выбирать единороссов, лишь бы не вернуться в 1990-е. Осталась безальтернативность и прагматично-циничное голосование: проголосуем за них, может, нам что-то перепадет.
На этом последнем аргументе пытался сыграть ставший знаменитым градоначальник Ижевска Денис Агашин, который не стесняясь объяснял ветеранам: если они проголосуют за «Единую Россию», ветеранские организации получат дополнительную финансовую поддержку. Этот метод, кстати сказать, работает не очень хорошо, но еще будет использоваться на нынешних выборах – и парламентских, и президентских.
Но, несмотря на негативные факторы, я думаю, что «Единая Россия» получит абсолютное большинство.
«СП»: – А как будет развиваться ситуация в регионах с непопулярными «паровозами»-губернаторами?
– Там будут приняты пожарные меры. В них, кстати, есть интересный момент: если раньше визит Путина в регион мог сильно повлиять на ситуацию, сейчас это далеко не так. Поэтому, хотя Путин и Медведев посетили Ставрополье (это сложный регион для «Единой России»), им все равно пришлось отправить в отставку правительство края.
«СП»: – Но установка у единороссов – повторить результат 2007 года?
– У нас еще с советских времен принято планировать от достигнутого. На прошлых выборах «Единая Россия» получила конституционное большинство. А вот на нынешних конституционного большинства получить невозможно – если, конечно, проводить выборы более-менее чисто.
Поэтому, если все же будет сделана ставка на конституционное большинство, выборы будут носить откровенно некрасивый характер. Они и без того у нас не конкурентные, у «ЕдРа» есть масса дополнительных возможностей и преимуществ. Но пока это воспринимается в порядке вещей. Попытка же получить конституционное большинство может иметь очень негативные последствия – и для общества, и для самой власти.
Другое мнение
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:
– На мой взгляд, у «Левады-центра» был слишком завышен октябрьский рейтинг «Единой России». Он, напомню, составлял 60%. В этом смысле, я больше склонен доверять ВЦИОМу, который давал «ЕдРу» в октябре всего 53% голосов. Это реалистичная цифра, и не думаю, что можно говорить, будто рейтинг партии власти упал на 9%.
Что касается опроса ФОМ – это закрытый рейтинг и отражает истинное положение дел. Действительно, не все губернаторы являются эффективными «паровозами». Но нельзя забывать, что кроме губернаторов в регионах бывают другие рейтинговые персонажи-единороссы. Кроме того, есть еще ресурс Путина и Медведева, который никуда не делся.
Наконец, важный момент: все наблюдатели отмечают веру избирателей, что именно партия власти победит. Думаю, это повлияет на момент выбора, когда дойдет до голосования.
Поэтому мой прогноз достаточно консервативный. Думаю, 50-55% для «Единой России» – вполне реальный результат, которого она может достичь без чрезмерного использования административного ресурса.
«СП»: – Такой результат удовлетворит партию власти?
– Я считаю, это нормальный результат. Чего гнаться за конституционным большинством?! Хочу напомнить, что замглавы президентской администрации Владислав Сурков, которого так любят проклинать наши либеральные публицисты, еще пару лет назад говорил: было бы неплохо, если бы у нас в парламенте было коалиционное правительство, если бы мы учились культуре коалиций…
Поэтому не думаю, что на выборах нас ждет какая-то катастрофа. «Единая Россия» получит простое большинство в Госдуме – и на этом остановится. Тем более, она всегда сможет блокироваться в парламенте с ЛДПР или «эсерами», которые хотя и ужесточили риторику, остались вполне договороспособными.
Чем Путин расплатится с избирателями
Стали известны поправки ко второму чтению федерального бюджета на 2012-2014 годы. Они дают возможность правительству перераспределить между статьями бюджета 200 млрд рублей на дополнительную социальную помощь гражданам и поддержку предприятий.
Применяется та же схема, что и в кризис: деньги заложены, а правительство оставляет за собой право определить, на что конкретно они пойдут. Антикризисный фонд в 2009 году равнялся 300 млрд рублей и пошел на поддержку предприятий и банков, борьбу с безработицей.
Но на этот раз деньги можно использовать как средство борьбы перед президентскими выборами, пустив их на подачки. Так считает член фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева.
Путин и без того много чего наобещал избирателям. Так, на 2011 год пришлась индексация зарплат бюджетников и работников культуры, повышение минимального размера оплаты труда, повышение пенсий военнослужащих, удвоение стипендий интернов и ординаторов. Власть воспринимает выборы именно как дополнительную раздачу благ, но чем выше доходы граждан, тем критичнее они оценивают такие подачки.
Комментарии