17 октября 2011 г. Путин решил оправдать своё желание вернуться в Кремль
С КЕМ ЗАБЫЛ СЕБЯ СРАВНИТЬ ВЛАДИМИР ПУТИН
17 октября Владимир Путин, пытаясь оправдать свое решение вернуться в Кремль (и одновременно отвечая многочисленным критикам этого шага), прибег к ссылкам на опыт других стран, где главы государств также длительное время находились у власти. Причем в пример были приведены исключительно страны, в которых на тот момент отсутствовали ограничения по количеству сроков пребывания у власти, а именно США, ФРГ и Канада. Главным «прототипом» Путина стал Рузвельт, с которым Путина его апологеты уже сравнивали («Франклин Делано Путин»). Тем самым премьер избежал куда более уместных аналогий.
Путинская «рузвельтиана» дословно
Эти объяснения давались в интервью руководителям трех телеканалов. Вот соответствующий фрагмент беседы:
В.В.Путин: ...Надо посмотреть на опыт других стран.
Я в своё время, и вы это хорошо знаете, я же не цеплялся за эту должность. Хотя мог, легко! – имею в виду конституционное большинство правящей партии «Единой России» – изменить Конституцию. Но не стал этого делать. Не стал этого делать под конкретного человека – под себя. Для того чтобы, во-первых, люди поняли, что нет трагедии в смене, в естественной смене власти.
Ведь посмотрите, что происходило в других странах. В Соединенных Штатах вплоть до окончания Второй мировой войны не было ограничений по количеству сроков избрания президента.
К.Л.Эрнст: Да, Рузвельт избирался три раза...
Реплика: Четыре раза
В.В.Путин: До этого некоторые президенты США пытались избраться в третий раз. И, по-моему, ни у кого не получалось, а Рузвельт избирался четыре раза. Он руководил страной в самые тяжёлые годы экономической депрессии и во время Второй мировой войны и избирался четыре раза, потому что действовал эффективно. И дело не в количестве сроков и лет, проведённых у власти. Коль в ФРГ тоже 16 лет был у власти. Да, он не был президентом, но это фактически первое лицо в государстве, в исполнительной власти. Один из бывших премьеров Канады – то же самое. А во Франции после Второй мировой войны? Там президентский срок был семь лет без ограничения по количеству раз избрания. И вот только совсем недавно внесли изменения в конституцию – до пяти лет и два срока подряд. Они сделали в принципе, как у нас. О чём это говорит? О том, что когда страна находится в сложных, тяжёлых условиях, находится на выходе из кризиса, становится на ноги, вот эти элементы стабильности, в том числе и в политической сфере, крайне важны.
И мы тоже, мы пережили, по сути, развал государства: Советский Союз распался. А что такое Советский Союз? Это Россия и есть, только называлась по-другому. Мы пережили очень сложный период 1990-х годов и только с 2000-х начали более или менее вставать на ноги, установили внутренний мир, стабилизируем ситуацию. И, конечно, нам нужен вот этот период стабильного развития. Если говорить, что мы планируем делать и что я лично планирую делать в будущем, вот нам нужно этим заняться – нам нужно укрепить фундаментальные основы нашей политической системы и демократических институтов, нужно создать условия для поступательного развития и диверсификации экономики на новой, современной базе, нужно создать условия для повышения уровня жизни наших граждан. Вот этим и будем заниматься.
(Извините за длинную цитату.)
Что хотел сказать премьер
Понять замысловатые скачки путинской мысли довольно сложно. Но если реконструировать общую логику высказывания, то, видимо, получится примерно так:
- Я не цеплялся за должность президента и не стал менять формальные правила игры (Конституцию) под себя, так как я предан демократическим институтам.
- Тем не менее, когда страна находится в тяжелых условиях, «находится на выходе из кризиса, становится на ноги», крайне важны «элементы стабильности» в виде длительного нахождения одного человека у власти. Поэтому я должен вернуться.
Несколько сбивает с толку замечание, что «дело не в количестве сроков и лет, проведённых у власти»: приведенные им примеры явно призваны свидетельствовать ровно об обратном: «количество сроков и лет, проведённых у власти» имеет все-таки важное значение. Предполагается, конечно, что эти сроки заслужены эффективной деятельностью.
Остается еще один вопрос: почему Путин называет передачу власти «преемнику» в 2008 году «сменой власти», причем «естественной», раз речь должна идти, как стало ясно 24 сентября на съезде «Единой России», лишь о временном расставании с номинальной должностью? И как эта схема, благодаря которой удалось и Конституцию не изменить, и, поработав срок в составе тандема, пойти на третий срок, соотносится с приведенными примерами (США, ФРГ, Канада)? Ясно лишь, что Путин, сравнивая себя с Рузвельтом, предпочел тему каудилизма не поднимать. Иначе пришлось бы объяснять, чем он отличается от классических латиноамериканских каудильо, отдававших на время номинальную власть, но сохранявших бразды правления в собственных руках.
Однако как бы ни интерпретировать то, что хотел сказать премьер, несомненным остается одно: Путин видит себя в одном ряду с политиками, которые благодаря их эффективной деятельности долго пребывали у власти, а именно: с Рузвельтом, Колем и одним из канадских премьеров (то ли Макензи Кингом, находившемся на посту 22 года с перерывами, то ли с Пьером Трюдо, имевшем пятнадцатилетний премьерский стаж с коротким перерывом).
А подчеркивая свое уважительное отношение к Конституции, Путин противопоставляет себя целому ряду совершенно распоясанных диктаторов-долгожителей, переизбиравшихся на выборах после изменения конституций «под себя» – типа филиппинского Фердинанда Маркоса, южнокорейского Пак Чон Хи, тунисского Бен Али (поменял Конституцию после третьего срока), белорусского Александра Лукашенко, венесуэльского Уго Чавеса, габонского Омара Бонго, буркинафасовского Блеза Кампаоре, чадского Идриса Деби, суданского Омара Аль Башира (список, конечно, не полон).
Что забыл сказать премьер
Однако Путин искусственно ограничил поле сравнений. Противопоставляя «горячее и сухое» «мокрому и холодному», он избегает упоминать «горячее мокрое» и «сухое холодное».
Попробуем восстановить недостающие элементы пазла. Доводя до конца путинскую логику, в число примеров стратегий долгого правления для полноты картины необходимо включить еще две:
- Случаи, в которых властные долгожители, если им позволяла Конституция, оставались у власти больше двух сроков, но при этом не были эффективными правителями;
- Случаи, когда правители на время оставляли номинальные должности глав государств, продолжая править, а потом вновь занимали официальные должности.
Представителей этих двух стратегий наберется немало. По именам наиболее ярких представителей соответствующие традиции можно обозвать «линией Мугабе» и «линией Трухильо».
Линия Мугабе
В июле этого года Путина с Мугабе сравнил миллиардер Александр Лебедев. Действующий президент Зимбабве Роберт Мугабе находится у власти с 1980 года – первые пять лет в качестве премьер-министра, затем – не избранного президента, а начиная с 1990 года – президента избранного и еще трижды переизбранного. Постоянный участник различных рейтингов диктаторов (см., например, здесь и здесь).
Еще один африканский диктатор Гнассингбе Эйадема также, безусловно, находится в этом ряду. С 1967 года он правил Того – сначала в рамках однопартийной системы, а в 1993, 1998 и 2003 годах становился президентом по результатам выборов. После его смерти избираться президентом стал его сын (в 2005 и 2010 годах).
Нынешний президент Джибути Исмаил Омар Гелле является династическим преемником своего дяди Хасана Гуледа Аптидона, который правил страной с 1977 года, допустив лишь в 1992 году проведение многопартийных выборов, на которых одержал победу. В 1999 году выборы выиграл его племянник, которому он передал власть. Эти выборы оппозиция бойкотировала. Скончался Аптидон в 2006 году, застав второе избрание племянника. В третий раз Гелле избрался в 2011 году.
Действующий президент Камеруна Поль Бийя правит страной с 1984 года, унаследовав пост от предшественника, при котором занимал пост премьер-министра. В 1984 и 1988 годах избирался безальтернативно, а вот в 1992, 1997, 2004 и 2011 годах – на как бы конкурентных выборах, умудрившись в 1997 году набрать более 90% при шести соперниках (часть оппозиции бойкотировала выборы), в 2004 году – почти 80% при 15, а в 2011 более 70% – при 22 конкурентах.
В Экваториальной Гвинее после в 1996 году начали практиковаться президентские выборы с участием нескольких кандидатов. Набирая от 95 до 98 процентов на трех выборах побеждал диктатор Теодоро Обианг Нгема Мбасого, свергнувший своего дядю аж еще в 1979 году.
В Гамбии с 1996 года года регулярно выигрывает президентские выборы Яйя Джамме. В 2010 году он подумывал с этим завязать и объявить себя королем, но так и остался президентом.
Надо ли говорить, что все эти страны как находились «в сложных, тяжелых условиях», так и продолжали при каждом новом сроке там оставаться.
Из исторических персонажей надо помянуть гватемальского диктатора Мануэля Эстраду Кабреру, правившего с 1898 по 1920 год (был отстранен от власти и умер, находясь под судом).
Линия Трухильо (каудилизм)
Эта линия начинается в конце XIX – начале XX века. Еще когда так называемая «проблема-2008» встала в актуальную повестку дня, президент информационного агентства «Панорама», историк по образованию, Владимир Прибыловский стал активно проводить сравнение Путина с латиноамериканскими каудильо – мексиканским диктатором Порфирио Диасом и венесуэльским диктатором Хуаном Гомесом.
Первый, придя к власти в 1876 году в результате переворота, на следующий год избирался президентом. В 1880 уступил номинальную должность своему ставленнику. Однако в 1884 году решил вновь избраться президентом и затем делал это регулярно, пока в 1910 году не началась революция.
Второй пришел к власти в результате переворота, случившегося в 1908 году. В качестве не избранного президента управлял страной до 1913 года, затем, оставаясь фактическим главой государства, ставил на этот пост своих людей. В 1922 году вновь стал президентом, теперь уже избранным конгрессом. В 1929 году снова отдал номинальное президентство, но уже в 1931 году Конгресс вновь избрал его президентом, каковым он и оставался до самой смерти (1935 год; хронология отсюда). Идеологической доктриной Гомеса был так называемый «демократический цезаризм», обосновавший необходимость правления отсталым народом посредством сильной руки. Заслужил прозвище Тиран Анд.
Рафаэль Трухильо правил в Доминиканской республике с 1930 по 1961 год (был убит), причем формально он был президентом с 1930 по 1938 год и с 1942 по 1952, в остальное время правили контролируемые им люди. Один из самых одиозных диктаторов XX века, прославившийся – помимо многократного переизбрания и каудилизма – террором и небывалым размахом коррупции. Кликуха «Козел».
В Никарагуа Анастасио Сомоса после путча 1936 года был избран президентом в 1937 году. В период 1947-1950 годов контролировал двух президентов, после чего избрался на новый срок, оставаясь на президентском посту до смерти (в 1956 году), ставшей результатом покушения. Наследовал президентский пост старший сын диктатора.
Простые выводы
Путин, произнося фразы о Рузвельте и т.п., занимался чистой пропагандой, направляя массовые ассоциации в нужное русло. Понятно, что Рузвельт, Коль и мало кому известные в России премьеры относительно благополучной Канады – это ряд, в котором грядущий президент предстает в выигрышном свете.
Но даже если мы не принимаем во внимание, что есть другие сравнительные ряды, возможно, более уместные в данном случае, все-таки нужно вспомнить, что Рузвельта избирали в третий раз в предчувствии войны, а Коля – когда объединялись западные и восточные земли Германии. Неужто у нас после восьми лет правления Путина и еще четырех лет правления тандема столь же сложная и тяжелая ситуация, как в США после Великой депрессии и в Германии в период объединения? Если да, то можно ли говорить об эффективной деятельности? Если нет, то зачем тогда неэффективному менеджеру идти на третий срок?
При участии Николая Винника
10.11.2011
Комментарии