Политическая сатира прошлого: вечные проблемы России
На модерации
Отложенный
Есть стихи, которые никогда не потеряют своей актуальности, по крайней мере, в этой стране. Излюбленные темы сатирической поэзии начала двадцатого века близки многим и сегодня: свобода слова, неприятие власти, коррупция, развал сельского хозяйства и так далее...
Стихотворение «Внимательное отношение к взяточникам» Владимир Маяковский написал в далеком 1915 году. Посыл прост и до боли понятен: заберите вы у нас все и сразу, только перестаньте вымогать взятки! Доить поодиночно тех, кто уважает власть чиновников и силу полиции – лишний труд:
Неужели и о взятках писать поэтам!
Дорогие, нам некогда. Нельзя так.
Вы, которые взяточники,
хотя бы поэтому,
не надо, не берите взяток.
Я, выколачивающий из строчек штаны,
конечно, как начинающий, не очень часто,
я — еще и российский гражданин,
беззаветно чтущий и чиновника и участок.
Прихожу и выплакиваю все мои просьбы,
приникши щекою к светлому кителю.
Думает чиновник: «Эх, удалось бы!
Этак на двести птичку вытелю».
Сколько раз под сень чиновник,
приносил обиды им.
«Эх, удалось бы,— думает чиновник,—
этак на триста бабочку выдоим».
Я знаю, надо и двести и триста вам —
возьмут, все равно, не те, так эти;
и руганью ни одного не обижу пристава:
может быть, у пристава дети.
Но лишний труд — доить поодиночно,
вы и так ведете в работе года.
Вот что я выдумал для вас нарочно —
Господа!
Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.
Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!
У старых брюк обшарьте карманы —
в карманах копеек на сорок мелочи.
Все это узлами уложим и свяжем,
а сами, без денег и платья,
придем, поклонимся и скажем:
Нате!
Что нам деньги, транжирам и мотам!
Мы даже не знаем, куда нам деть их.
Берите, милые, берите, чего там!
Вы наши отцы, а мы ваши дети.
От холода не попадая зубом на зуб,
станем голые под голые небеса.
Берите, милые! Но только сразу,
Чтоб об этом больше никогда не писать.
Еще более впечатляет его «Интернациональная басня» (написана незадолго до октябрьской революции), соотнести которую со знакомыми нам персонами большой политики очень легко:
Петух однажды,
дог
и вор
такой скрепили договор:
дог
соберет из догов свору,
накрасть предоставлялось вору,
а петуху
про гром побед
орать,
и будет всем обед.
Но это все раскрылось скоро.
Прогнали
с трона
в шею
вора.
Навертывается мораль:
туда же
Догу
не пора ль?
Еще одна знакомая проблема – слабая власть. Или же крайнее проявление слабости первого лица страны – власть фиктивная, переданная ради удержания кресла. Русский поэт и драматург Петр Потемкин, увлекавшийся шахматами и сочинивший действующий девиз ФИДЕ «Gens una sumus», в 1905 году написал шахматную басню «Пешка, король и ферзь»:
В своем бессилии уверясь,
Сказала Пешка: «Друг мой Ферязь»,
Скажи мне, отчего, как я ни бьюсь,
Все в Короли не проберусь,
Хотя, не скрою,
Фигурой сделаться могу любою?»
«Утешься, не горюй о том, -
Ей Ферязь говорит с усмешкой, -
Ты не бываешь Королем -
Зато Король бывает Пешкой!»
Василий Князев, поэт-сатирик, описал процесс вступления в партию продажных патриотов. По сравнению с 1910 годом, когда была опубликована его эпиграмма «Казимир», мало что изменилось и в наши дни:
Мой приятель Казимир
Мыслит очень здраво:
Если вправо есть трактир –
Он идет направо.
И хоть тресни левый стан,
Он – не повернется!
Разве только … ресторан
Слева попадется.
Стихи о большом бизнесе и обирании народа Константина Случевского, написанные в 1883, стоит дать почитать всем, кто ратует за интеграцию в мировую торговлю:
Свобода торговли, опека торговли –
Два разные способа травли и ловли:
Всегда по закону, в угоду купцу,
Стригут, так иль этак, всё ту же овцу.
О том, как власть обирает народ, писал и Владимир Соловьев. В 1895 году еще не было телевизионного зомбирования, а «стадо баранов» уже было:
Вы – стадо баранов! Печально…
Но вот что гораздо больней:
На стадо баранов – нахально
Набросилось стадо свиней!
Термин «вымирающая деревня» тоже нельзя считать порождением постсоветской журналистики. Но об этом – в следующий раз.
Продолжение следует
Комментарии