Танцевать музыку, а не под музыку

На модерации Отложенный

«Те, кому не нравится, должны уходить» - сказала Алла Сигалова по адресу зрителей, не понимающих и «напрягающихся» на спектакле «Бедная Лиза». И в Харькове уходили, это броуновское движение в зале, начавшееся примерно с середины спектакля, несколько сбивало с настроения и мешало сосредоточиться на сюжете. С последнего ряда партера не получалось его совсем не замечать. Но, в целом, можно сказать, что публика в зале была благодарная и подготовленная к авангарду и откровенной эпатажности некоторых моментов хореографической новеллы Аллы Сигаловой.


Основа хореографии в стиле контемпорари - театральная форма подачи танцевального действа, перфоманс, вовлечение зрителя в творческий процесс. И перфоманса в спектакле хватало, несмотря на предельно аскетичное оформление сценического пространства в соответствии с «минимализмом с человеческим лицом» оперы Десятникова. Луч света, периодически направляемый в зрительный зал, видеоинсталляции, силуэты танцующих теней (душ) героев на экране в финальной сцене - некоторые из художественных приемов, создающих фон для дуэтов и соло героев.

История любви и гибели деревенской девушки Лизы из века зарождающегося сентиментализма перенесена в современность. Надо сказать, что для своего времени карамзинская история была довольно авангардной, так как, в противовес господствующему классицизму с его культом разума, утверждала культ чувств, чувствительности, сострадания.

Герои повести были способны, прежде всего, любить, отдаваться чувствам, сословного конфликта там не было. История искренней, бесстрашной и безоглядной любви - абсолютно вневременная. И кто, как не Чулпан Хаматова , с ее хрупкостью и силой, способностью быть открытой и уязвимой на сцене, не говоря уже о ее природной координации и пластичности, должна была стать хэдлайнером этого действа. Ее партнер по спектаклю, классический танцовщик Андрей Меркурьев говорит: "Это за гранью, что она делала. Когда мы репетировали и когда Сигалова брала кусок Хаматовой, а я просто наблюдал, я понимал, что после нее я не могу выйти." Вспоминается "Ледниковый период", когда после Чулпан нечего было делать на льду профессионалам, потому что каждое появление ее в паре с Романом Костомаровыи - это было до мурашек, это был тот случай, когда о профессиональной стороне просто забываешь, и дышать забываешь, пока они на льду.

Что больше всего запомнилось и не отпускает: сочетание и контраст оперного пения, несколько отстраненного, и горячки чувств героини Чулпан, ее стремительные пробежки, в каждом жесте - страсть. И еще то, как необычно решена сцена утопления - пленка с изображением лица Чулпан как бы застревает в камере, плавится и сгорает на глазах.