Тридцать лет без коммунизма

На модерации Отложенный

Пятьдесят лет назад, 30 июля 1961 года газета «Правда» опубликовала проект третьей программы КПСС, предусматривавшей переход от социализма (который «победил полностью и окончательно») к коммунизму.

Задачу создания материально-технической базы коммунизма предполагалось решить за двадцать лет — к 1980 году. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» — рефреном звучало в программе партии, которая была принята XXII съездом КПСС в октябре 1961 года.

Опрометчивое обещание

Как мы сегодня знаем, обещание было дано опрометчиво. К 1980 году о создании материально-технической базы коммунизма уже старались не упоминать. В 1982 году вновь появились карточки (талоны), от которых с гордостью отказались в 1947-м.

Генеральный секретарь политбюро КПСС Леонид Ильич Брежнев на глазах у всего советского народа впадал в старческий маразм и путался в бумажках на трибунах, вызывая чувство позора у настоящих коммунистов и насмешки у притворных. К последним волей или неволей относилась большая часть советского народа.

Сегодня обещание «построить коммунизм к 1980 году» «списывают» на волюнтаризм Никиты Хрущёва (тогдашнего генерального секретаря КПСС), а также сравнивают с «удвоением ВВП» или «программой 2020». Однако такие сравнения не вполне справедливы по отношению к тогдашнему руководству СССР.

«Материально-техническая база коммунизма» была всё же не коммунизмом, который к 1980 году и не предполагался. Программа КПСС была программой серьёзной организации, умевшей ставить задачи и достигать их решения — хотя, зачастую, слишком дорогой ценой.

В программе прямо говорилось, что для построения коммунизма надо решить ещё две задачи — воспитать нового человека и создать новых форм управления (переход к всенародному государству, создание самоуправления).

Вторая и третья задачи программы КПСС провалены страшнее первой

Основные насмешки над КПСС раздаются по поводу провала создания «материально-технической базы коммунизма» к 1980 году. И сама партия почему-то считала эту задачу первоочередной (в этом коммунисты в чём-то схожи с нынешней властью: мол, главное — экономика, будем богаты, и все проблемы решатся).

Но вторая и третья задачи были провалены куда страшнее.

Без «нового человека»

Я достаточно времени прожил в СССР, чтобы суметь оценить и «воспитание нового человека», и «самоуправление», и «общенародное государство». 

Впрочем, все мы сегодня можем наблюдать продукт этого «воспитания» во всей красе — от самых верхов, погрязших в коррупции, до низов, развлекающихся наркотиками, алкоголем и бытовым насилием.

В большинстве своём наши замечательные сограждане, занимающие лидирующее положение в мире по числу насильственных смертей, наркомании, алкоголизму, а также те, кто считает себя вправе давить сограждан, нацепив мигалку или пользуясь служебным удостоверением, были воспитаны в советском государстве.

Для нынешней власти подобных целей, похоже, не существуетНо КПСС хотя бы ставила цель «воспитания всех трудящихся в духе высокой коммунистической сознательности, всестороннего развития нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Для нынешней власти подобных целей, похоже, и вовсе не существует.

На мой взгляд, провал «построения материально технической базы» был обусловлен другими провалами. Один я уже помянул — «воспитание нового человека». Другой — это деградация управленческого аппарата.

Об этом поговорим попозже, а сейчас обсудим вопрос — почему же КПСС обозначила такую важную задачу в двадцатилетний срок? Было ли это «предвыборным трёпом» или потерей адекватности?

Советское экономическое чудо 50-х

В 1961 году у СССР были все основания считать, что «нам любые задачи по плечу». Если сравнивать «программу построения коммунизма» с «удвоением ВВП», «Стратегией-2020», «наномодернизацией» и прочим, то мы увидим, что первое — это ошибка спортсмена, который взял в прыжке два метра и поставил на два двадцать, а второе — горячечный бред больного.

В 1950-е сталинская система управления страной (особенно — ее экономикой) достигла пика своей формы. За становление этой системы была заплачена страшная цена, сама она была жестокой, но — эффективно работала. Период 50-х годов в СССР новосибирский экономист Григорий Ханин назвал «советским экономическим чудом» (статья «Десятилетие триумфа советской экономики. Годы пятидесятые», журнал «Свободная мысль-XXI», 2002, № 5).



Прирост экономики в год составлял около 7,5%-10%, что за десять лет дало рост экономики в два раза (по оценке Ханина — 244%). Эту оценку подтверждают и американские источники. 8 мая 1961 года в США прошла конференция специалистов по советской экономике, на которой они заявили: «Общий объем производства в СССР за 50-е годы, судя по всему, удвоился».

В 50-е годы в космос полетел первый спутник, были заложены основы атомной энергетики. 12 апреля 1961 года совершил свой полёт Юрий Гагарин. Со времени победы в войне прошло всего шестнадцать лет.

«Построение материально-технической базы коммунизма» к 1980 году не было ставшим для нас сегодня привычным партийным предвыборным обманом или коллективным бредом. Это была простое «продолжение» в будущее тех темпов роста и тех достижений, которых добился к 1961 году Советский Союз.

«Машина» начала сбавлять обороты, а к 1980 году и вовсе выдохласьНо «простого продолжения» не получилась. «Машина» начала сбавлять обороты, а к 1980 году и вовсе выдохлась и завязла. Целина перестала давать урожай, затея с совнархозами привела к путанице и раздуванию бюрократического аппарата, кукуруза не прижилась на советских полях. Стали падать темпы роста производства.

В 1962 году случился «хлебный бунт» в Новочеркасске, в 1982 году стали возвращаться талоны на продовольствие. «Дефицит» на промтовары стал обычным явлением.

Деградация номенклатуры

Что же случилось? Почему командная система, показывавшая такие успехи в 1950-е годы, позже вдруг начала «сбоить»?

Это важный вопрос, потому что он напрямую касается другого вопроса — «Почему нынешняя власть не способна решить ни одной серьёзной задачи?» (надеюсь, никто не станет сравнивать победу в Чечне или над Грузией с победой в 1945-м или первым полётом в космос).

Что за систему управления построил Сталин, почему она работала при нём, и некоторое время — после него? Почему она начала разваливаться при его преемниках?

Сталинская система была основана на простых принципах. Руководитель получал задачу, в случае её выполнения — продолжение карьеры, власть и привилегии, в случае провала — лагеря. Сталинские «менеджеры» работали не за годовые бонусы.

Сталинские «менеджеры» работали не за годовые бонусыБыло много бесчеловечности, глупости и прямого маразма. Если есть возможность посадить недруга, написав донос, — такой возможностью пользовались. «Мясорубка» перерабатывала и «виновных», и «невиновных». Были и приписки, и очковтирательство.

Однако такое сочетание «полномочий» и «ответственности» к 50-м годам дало свои плоды. Сложился управленческий слой, который, в целом, был компетентен и ответственен. Этот слой и обеспечивал жёсткими методами восстановление и рост экономики. А также — решение задач грандиозного масштаба. Не зря Берию до сих пор помнят не только как руководителя репрессивного ведомства.

А потом был XXII съезд КПСС. На нём, как известно, был «разоблачён» культ личности Сталина, был декларирован «возврат к ленинским нормам». Вместе с шокировавшими многих методами «сталинского террора» был отброшен и принцип «ответа головой».

Наверно, поэтому советская номенклатура в общем и целом поддержала Хрущева — ведь, сохранив власть и привилегии, она уже не рисковала ответить жизнью за провал дела. Из системы был вынут ключевой момент жестокой персональной ответственности. Машина ещё катилась по инерции, но мотор начал остывать.

При Брежневе номенклатура стала просто перетекать из кресла в креслоОтветственность всё же ещё оставалась, можно было поплатиться постом или партийным билетом. Леонид Брежнев, пришедший на смену Никите Хрущёву, пошёл дальше в «сделке с номенклатурой». При нём она перестала (в большинстве своём) отвечать даже постами и привилегиями, перетекая «по горизонтали» из кресла в кресло.

И вот в 90-е годы мы стали свидетелями окончательного (куда уж дальше?) завершения этого процесса. Номенклатура (наиболее циничная её часть) получила в собственность те части советского государства, которыми управляла. В экономике это было прямо закреплено в виде частной собственности (в ходе приватизации), в госаппарате — в виде создания региональных и национальных «ханств», а также коррупционных кланов.

Такой путь проделала номенклатура за полвека — от строителей коммунизма до полостных паразитов.

Ну а теперь вспомним про «модернизацию», «Стратегию-2020» и посмеёмся вместе.