Муза Модильяни.Жанна.
На модерации
Отложенный
Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн познакомились в марте 1917 года. Ему было тридцать три, ей только исполнилось девятнадцать. По одной версии их познакомила молодой скульптор Хана Орлова, по другой - Модильяни заметил Жанну в Академии Коларосси во время занятия. Она поминутно стирала свой набросок и начинала рисовать заново. Третьи утверждают, что художник увидел Жанну в кафе "Ротонда", на Монпарнасе и сразу же стал набрасывать на листке бумаги ее портрет.
По сути, место их встречи не имеет значения. Важно то, что Модильяни, наконец, встретил женщину, о которой когда-то говорил своему другу румынскому скульптору Константину Бранкузи (Брынкуши): "Жду единственную, которая станет моей вечной любовью и которая часто приходит ко мне во сне". "Жанна была маленького роста, с каштановыми волосами рыжего отлива и очень белой кожей. Из-за этого яркого контраста волос и цвета лица друзья прозвали ее "Кокосовый орех". Она предстает перед нами в воспоминаниях современников разной: кто-то считал ее "мягкой, кроткой, молчаливой и нежной", а кто-то - "умной, серьезной девушкой с очень сильным характером". Леон Инденбаум, приятель Модильяни вспоминает: "Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед "Ротондой". Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…"
. До нас дошла старая выцветшая фотография Жанны в мастерской одного из друзей - она в черных потертых сапогах и светлом пончо, который сшила себе перед карнавалом, с высокой прической и челкой, с чуть наклоненной влево головой. Такой мы видим ее и на первых работах Модильяни.
Именно в Жанне он нашел то, что так долго искал "donna che non si trovta, the woman one never meets" и только с ней после почти десятилетнего пребывания в Париже, Модильяни обрел ощущение дома. От нее 29 ноября 1918 года у него родилась дочь, которую тоже назвали Жанной (Джованной). Жанна стала невестой. Узнав о том, что она беременна вторым ребенком, Модильяни написал: "Сегодня, 7 июля 1919 года, я обязуюсь жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн…". Модильяни всем сердцем давал понять, что Жанна была единственной, кто смог подобрать к нему ключ.
С Жанной Модильяни стал увереннее, он почувствовал, что обрел свою манеру письма, стал виртуозно смешивать краски и открыл невиданную ему доселе палитру самых смелых цветов - красного, синего, зеленого, желтого. Она вела его и вдохновляла. Свидетельством тому является более двадцати портретов Жанны, которые сам художник называл "признанием в любви на холсте". Как заметил Михаил Юрьевич Герман, известный искусствовед, автор ряда блестящих монографий о русских и зарубежных живописцах, "есть что-то избыточно личное в портретах Жанны Эбютерн, как будто нам дают читать интимное письмо или услышать слова, которые можно прошептать на ухо.
Особая душевная распахнутость, черты, которые дозволено видеть лишь одному человеку в особые минуты".
С момента встречи Модильяни с Жанной его работоспособность увеличилась в разы. Он создает целую серию "обнаженных", за два года пишет более ста картин. Модильяни настолько увлечен работой, что забывает обо всем, включая самого себя. Одновременно с этим прогрессирует болезнь, мучает безвестность, нищета и губительные привычки.
"В этот период в документах и воспоминаниях друзей предстают как бы два Модильяни. Один - человек, понимающий, что серьезно болен. Он отказывается лечиться, ходит по забегаловкам и безнадежно пьет… И другой Модильяни - человек, живущий как все безнадежно больные упорной надеждой выздороветь и начать все сначала". Он как будто предчувствовал близкий конец, а судьба оказалась решительной и непреклонной.
"В один прекрасный день Ортис де Сарате и Кислинг обнаружили Модильяни в постели в нетопленной ледяной мастерской. На постели рядом с ним сидела Жанна, на последнем месяце беременности, и писала его портрет". Жанне не хватило времени закончить рисунок, как когда-то не хватило времени укротить Модильяни и побороть его жестокие пристрастия. В масштабе жизни им было суждено пройти чудовищно короткий путь. Легенда повествует о том, что перед смертью Модильяни "позвал жену последовать за ним и в смерти, "чтобы быть в раю вместе с любимой натурщицей и вкусить с ней вечное счастье"". Эти слова стали знаком трагической и неотвратимой гибели. Модильяни умер 24 января 1920 года в больнице Шаритэ для бедных и бездомных. Любовь Жанны не приняла компромисса, она не захотела пережить разлуку с Модильяни и спустя сутки после его смерти, на девятом месяце беременности выбросилась из окна шестого этажа. Модильяни похоронили 27 января на кладбище Пэр-Лашез. Жанну на следующий день - в парижском предместье Банье. Вместе, благодаря стараниям семьи Модильяни, Амедео и Жанна оказались под одной плитой только спустя два года. На скромном надгробии высечена надпись на итальянском: "Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы". И чуть ниже: "Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, принесшая в жертву ему свою жизнь.
В этот момент стыдливо опускаешь глаза, за то, что счастье может быть таким скоротечным, и особенно остро ощущаешь, что решение Жанны уйти из жизни - не спонтанный поступок юной "меланхолической мадемуазель", для которой единственной формой борьбы с разлукой, стала смерть. Это - сильный характер, закаленный страстью, болью и стойкостью взрослой Жанны, внутренняя мощь которой стала частью ее обаяния. Обаяния, перед которым в свое время не смог устоять Модильяни.
Комментарии