Эрос и танатос. Почему умирают русские?

На модерации Отложенный

Сноб опубликовал статью о том, что русские вымирают по неизвестной социологии причине.

http://www.snob.ru/magazine/entry/3603?commentId=9339

Дамется, что причина в
.... "русской хандре" (подобной аглицкому сплину), обломовщине, т.е. в негативных психологических состояниях, связанные с отсутствием Большой цели (нарратива, канона). Говорится же, что Обломов не встанет с дивана ради строительства технического мира, а если кто и встанет, то лишь для укрепления обороноспособности Родины. Даже семйное счастье так не манит, как участие в Общем деле.

Потребность в литургии не удовлетворяется церковью. Суррогаты ее в низших кругах общества -криминальные группировки, "сообразим на троих и будем здоровы"; в средних - психогруппы и секты, в высших - церковный официоз и корпоративы.
Естественно, что наиболее образованная часть общества, вымирающая медленнее всех, находит элементы литургии в конференциях, симпозиумах, образовании научных школ и направлений, занимается художественой  деятельностью, поскольку современное искусство требует интеллекутальной составляющей (концептуализм и пр..).
Конечно, последняя часть живет в зоне особого риска, что объясняет скоропостижные смерти рок-музыкантов, участников поп-механики и пр..

 

Говоря откровенно, это - разведоуппы, обосновавшиеся в тылу противника.
И бойцы Арьергарда, защищающие коллективное бессознательное русского народа.

Добавить можно только одно - русские теряют веру в Высшую справедливость, базовую этическую категорию, одновременно и социологическую, как выясняется. Мало энтузиастов, верящих сейчас в Утопию и т.п. проекты. Но есть и радикальные элементы - "Рай сейчас", "А на меньшее (чем Преображение мира - ВК.) я не согласен" (рок-певец), мистики всех мастей, мечтающие о "квантовом переходе" и т.п..
Никто не хочет работать, потому что не знает, ради чего. Никто не умеет сотрудничать с Богом, Мировой душой, Софией... Синергетическая компонента общества проявляется лишь в теоретических трудах, в попытках герменевтики событий, в поисках современной артикуляции Русской идеи, да некоторых, на первый взгляд, нелепых поступках (отказ от миллионов, совсем по Достоевскому: "Мне не надобно миллионов, мне надобно МЫСЛЬ разрешить").
Отсюда мораль: мы не знаем против кого дружить, а дружить во имя чего-то не умеем, или, скорее, умеем, но с привкусом групповщины: русский эгрегор не един, его растаскивают в разные стороны, прежде всего, антисемиты, церкви, секты и пр Попытки объединения на основе русского языка и культуры также оказываются тщетны, поскольку возникло множество людей, из породы образованцев, выстраивающих карикатурные теории происхождения языка и и литературно-поэтического шифра.

Герменевтическая волна захлестнула Сеть. Толкуют тексты Пушкина, русские волшебные сказки, даже советские кинофильмы (см. КОБовский анализ "Бриллиантовой руки"). Толкуют так и сяк текущие события - технгенные катастрофы, стихийные бедствия, теракты, жесты политиков...

Но Единой интерпретационной матрицы нет и вроде бы не предвидится (не должно быть?).
В самом деле, как можно заставить весь народ русский мыслить одинаково?................

Начнем с того очевидного для всех факта, что базовой интерпретационной матрицей при толковании событий служат русские песни и сказки, мифы Древнеей Греции, советские мультики и т.д., и т.п., т.е. все, что ребята впитывают "с молоком матери" Плюс к этому русский язык, категории которого служат еще более глубокой ( в смысле археологии познания) Метаматрицей. Классический пример Щербы с глоокой куздрой или кэрроловским Бармаглотом с мумзиками и зворьками, пример этот показывает, что сами грамматические категории имеют смысл, и мы понимаем, что речь идет о какой-то зверюге, которая строго наказала своего ребенка-куздренка. Развертка этой бессмысленной фразы оказывается возможна, и даже разнообразна: можно сказать забодала мать своими нравоучениями, а сама-то глоокая, т.е. гло-окая, типа синеокая или глобалноглазая, всевидящяя... вот до чего можно договориться, если следовать толкованию по Метаматрице грамматических категорий!
Но ДОГОВОРИМСЯ ли? Реализуем проект Руссо? Государство как обзественный договор.

Да, у нас полно канонических текстов - от Пушкина до наших дней. Но у нас нет единого токовательного канона - т.е. базовой системы ценностей, отноительно которой оценивались бы канонические тексты. Бессознательно такая матрица действует, как мы убедились вышена примере куздры, однако, грамматические смыслы задают только самое общее. Но актуальное поле артикуляции смыслов, как мы видели, вполне многообразно.
Выбор из этих возможностей совершает литературовед (герменевт), сопоставляя тексты друг с другом (привлекая и внетекствоый материал в случае необходимости).
В качестве примера канонического толкования укажем на нашу интерпретацию СПБ-метатекста в пьесе "730 шагов" и на толкование сказочных текстов Пушкина ("Кольцо Финна").
Эти образцы герменевтики приводятся для того, что бы каждый мог анализировать любые тексты событий по предложенным образцовым методам (генетический и морфологический).