
Чтобы победить коррупцию, надо сделать всего три шага. По-хорошему или по-плохому, но решать проблемы оздоровления российской государственности придется
Еще сто лет назад Аверченко писал о том, что взятка – это не русский народный танец.
За прошедший век многие страны – и не только китайский по населению Сингапур, но и бывшая в СССР синонимом понятия «коррупция» Грузия – показали, что радикальное и быстрое искоренение коррупции возможно даже в толерантной к ней общественной культуре.
Что же нужно сделать в России, чтобы безусловно плохой президент Саакашвили, пытавшийся организовать геноцид, перестал выглядеть на порядок лучше безусловно хорошего (по крайней мере на его фоне) президента Медведева?
С технической точки зрения – буквально три шага.
Прежде всего надо установить, что сотрудничающий со следствием взяткодатель автоматически освобождается от ответственности и сохраняет не только свободу и благосостояние, но и доброе имя. Подчеркну: речь не о явке с повинной, а именно о вынужденном сотрудничестве. Смысл – в разрушении круговой поруки между организатором коррупции – чиновником и ее жертвами – бизнесменами и гражданами. В Италии этот подход привел в ходе операции «Чистые руки» к смене шести правительств за пять лет, утрате мафией политического влияния на севере и в центре и ослаблению ее роли на юге страны.
Второй шаг – реализованный в американских законах RICO принцип конфискации у члена оргпреступности (а коррупция во власти – это всегда мафия), не сотрудничающего со следствием, и его семьи всех даже добросовестно приобретенных активов, за исключением достаточного для очень скромной жизни.
Эта мера разрушает экономическую базу мафии: ее задержанные члены оказываются перед выбором между бедностью, не говоря о падении социального уровня (так как «общака» на всех не хватит), и добросовестной помощью следствию. Попутно во многом обессмысливаются усилия по легализации преступно приобретенных активов (ведь при отказе сотрудничать со следствием они конфискуются вне зависимости от происхождения), что снижает спрос на соответствующие криминальные услуги.
Третий необходимый шаг – принцип неотвратимости наказания уличенного в преступлении. Как ответил создатель современного Сингапура Ли Кван Ю на вопрос о причинах своего успеха, «двух друзей посадил, остальные сами все поняли».
Нелишне сравнить это с бытующей в российской властной общественности поговоркой: «Единственная должность, с которой нельзя уволить, – это друг начальника».
Это главное, позволяющее кардинально ограничить коррупцию даже в условиях силового рэкета «правоохранительных» структур, безнаказанности прокурорских бандформирований и кромешного произвола судей, порой искренне не понимающих смысла даже простого ознакомления с законами, на основе которых им полагается выносить решения.
Дополнительным – очень эффективным, хотя и необязательным шагом – является переход госуправления на систему электронного принятия решений.
Либеральные реформы в России слишком часто вызваны плохим и неполным переводом с английского; так, из описанной системы реформаторы уже много лет пытаются внедрить лишь ее внешнюю и наименее значимую часть – пресловутое электронное правительство, интернет-интерфейс взаимодействия граждан с властями. При этом за рамками рассмотрения остается сама электронная система принятия решения и урегулирования конфликтов, благодаря скорости которой любой спор, даже требующий личного вмешательства высшего руководства, решается максимум за три дня, – в то время как сейчас он длится порой долгие годы.
Для борьбы с коррупцией важна вторая особенность электронной системы принятия решений – возможность незаметного контроля. Внешний контролер может мгновенно видеть все аргументы, рассмотренные принимающим решение чиновником, – и, если решение не вытекает из предпосылок, это свидетельствует либо о глупости, либо о коррупции. Проверяемый же даже и не подозревает, что кто-то интересуется его деятельностью, – и ставшая стандартной за четверть века национального предательства ситуация, когда проверка ведет не более чем к пожару в архиве, канет в Лету.
Конечно, не то что полное искоренение, но даже просто значимое ограничение коррупции в сегодняшней России представляется если и не особо тяжким преступлением – подрывом основ государственного строя, – то по крайней мере разрушением коллективной материальной базы и индивидуальных богатств правящего и владеющего нашей страной класса.
Но само превращение значительной части российской государственности в криминальную коррумпированную структуру, искренне полагающей смысл существования государства не в общественном благе, но личном обогащении, несовместимо с жизнью общества.
Вне зависимости от того, будет ли оздоровление российской государственности происходить «по-хорошему» – усилиями руководства страны или «по-плохому» – через системный кризис в результате стихийных усилий общества, оно представляется совершенно неизбежным и, более того, столь же неизбежно будет опираться на описанные выше три основных шага по ограничению коррупции.
Михаил Геннадьевич Делягин - директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук.
Комментарии
За кого будем голосовать на выборах в думу, господа-товарищи? Предлагаю за "Справедливую Россию"! потому что СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это то, что нам всем очень необходимо сейчас..
просто так он устроен - один рождается здоровым, другой больным и т.д. Посему поиск справедливости занятие
бесполезное и пустое. Надо жизнь делать лучше для всех, а не "справедливостью" заниматься.
КПРФ - выбор рационалистов и реалистов. А через 5 лет посмотрим кто будет следующим - надо не сердцем а рассудком выбор делать.
А пока, увы. Путинские чиновники самые продажные чиновники в мире.
И никогда не врет, как б.. на палочке
3.Ну а там применять то, что предлагает Делягин.
Появится субъект, жадный до жизни. Система уплаты налогов по месту регистрации исчезнет и 60%. уходящих сегодня в бюджет г Москва, останутся в регионах.
Областные Краевые и т.д . аппараты не нужны, даже теоретически (это посредники), являются непременным органом для воровства Гос. правительства. Пример томографы.
У президента на местах есть пол. пред, и пусть командует.
В выборах в местные органы управления, участвуют только пенсионеры, достигшие пенсионного возраста мин. 55 лет ( молодые пенсионеры, силовики выходят на пенсию в 38 лет)
Отчисления с фонда заработной платы, должны принадлежать работнику, и передаваться внукам, на медицину, учебу и жилье
"ВСЕ ВЫБОРНЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ФИНАНСОВУЮ ЛЕГЕНДУ, НА СЕБЯ И ЧЛЕНОВ СВОЕЙ СЕМЬИ. ДАЮТ ПОДПИСКУ ОБ ОТСУТСТВИИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ И ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА" (подписка, это разумеется уголовная статья.)
Да, и исполнять некому. Не можете же Вы, Михаил, заподозрить Дмитрия Анатольевича в таких способностях? Нет, не можете. Стало быть, и говорить не о чем.
А на сегодняшний день у нас об этом старательно молчат . То ли рассчитывают на то, что "плохой вариант" будет проходить по контролируемому ими сценарию , то ли чисто по русски надеются на " Авось пронесёт" . когда найдутся те , кто народу популярно разжуёт как эта Система будет работать , а параллельно с ними, кто-то эту систему разработает и выдаст в качестве интернет платформы то шансов не останется. А там , смотря кому эта идея попадёт в руки . Ленинская "бацилла" всеобщего равенства , п...
Комментарий удален модератором
Коррупцией не болеют те, кто прислушивается к голосу совести, кто включает мозги, или кто задает вопрос: а как на самом деле?
Memento mori – Помни о смерти
http://gidepark.ru/community/1964/article/365620
Коррупцией не болеют те, кто вырос из памперсов
http://gidepark.ru/user/1644797384/article/274678
Сколько раз мы живем?
http://gidepark.ru/user/1644797384/article/276650
Гомо, сапиенс на 3-5%
http://gidepark.ru/user/1644797384/article/276637
Мораль и нравственность
http://gidepark.ru/user/1644797384/article/276643
Cудьба или карма?
1.Государство есть продукт и проявление» непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.
…
2.Для содержания особой, стоящей над обществом, общественной власти нужны налоги и государственные долги.
«Обладая общественной властью и правом взыскания налогов, чиновники – пишет Энгельс – становятся, как органы общества, над обществом. Свободное, добровольное уважение, с которым относились к органам родового (кланового) общества, им уже недостаточно – даже если бы они могли завоевать его»… Создаются особые законы о святости и неприкосновенности чиновников. «Самый жалкий полицейский служитель» имеет больше «авторитета», чем представители клана, но даже глава военной власти цивилизованного государства мог бы позавидовать старшине клана, пользующемуся «не из под палки приобретенным уважением» общества.
…
Таким образом, по Ленину Капиталистическое Государство – ПОРОЖДАЕТ Чиновников и Бюрократов! А Бюрократ – это и есть человек, занимающий свою должность ради ВЫГОДЫ! А Человек, занявший свое место РАДИ выгоды - ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЗЯТОЧНИК! Взятка – продолжение Логики занятия Должности – ВЫГОДА и ОБОГАЩЕНИЕ! И я бы УСИЛИЛ предложение Ленина! Я бы дал КАЖДОМУ Чиновнику МИНИМАЛЬНУЮ Зарплату Рабочего! И это была бы только ЧАСТЬ его заработка! Вторую часть Чиновник бы получал лишь ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕЙ РАБОТЫ!! Вот тогда со взяточниством было бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО покончено!
А здесь проявилась ещё одна его положительная черта - умение в конкретной ситуации предложить конкретные меры решения. И, как мне кажется, весьма эффективные.
Думаю что главный тормоз нашего развития - это структура власти и как следствие - система управления страной. И кто бы к власти не пришел, в существующей системе координат чтобы что-то изменить потребуются годы. Но это не гарантирует что мы будем жить лучше.
Что нужно делать ясно всем, даже президенту. Большой вопрос: почему все все знают но ничего не делают для изменения ситуации к лучшему. Наверное потому, что каждый надеется на кого-то, но только не на себя.
Я вас умоляю и призываю: Начните что-то делать, то, что вы считаете важным и необходимым. Сколько можно болтать и жаловаться?.. Сделайте хоть что нибудь хорошее не только для себя, но и для тех кто находится вокруг вас!..
если-же "государевым людям" много платить как в Сингапуре (в размере потерь на коррупцию) то тогда какой смысл борьбы с коррупцией?
Нужно:
1. Ввести презумпцию коррупционной виновности для чиновников и депутатов. Т.е., если, например, лейтенант ГИБДД ездит на машине С-класса, то пока не докажет законного происхождения денег, виновен и должен сидеть в тюрьме.
2. Создать специальный, подчинённый только президенту, силовой орган с самыми широкими полномочиями и спец. трибунал.
3. Принять закон о запрете чиновникам открывать счета зарубежом.
4. При назначении на место, обязательно проходить детектор лжи и повторять - раз в три года. При отказе от прохождения, не назначать и отрешать от должности.
5. Отменить при коррупционных преступлениях условные сроки и возможность УДО.
Поскольку, чиновников и депутатов неповинных в коррупции в стране практически не осталось, совершенно непонятно кто будет принимать и внедрять настоящее (а не имитационное) антикоррупционное законодательство.
Поэтому, оно будет принято и реализовано лишь после революции, без которой уже, кажется, не обойтись.
Без непосредственного суда народа любая власть свихнётся к собственному произволу и коррупции. Нужен безапелляционный, экстерриториальный, срочный суд присяжных, состоящий из пенсионеров не замаранных сотрудничеством с государственными, и административными структурами всех уровней. Собственно, это современная модификация суда старейшин, апробированного, практически, всеми народами.
Один вопрос, но самый главный - а кто это все будет делать?
Нужно разрабатывать план построения нового государства, потому что это гос-во само себя не изменит!
Государство, Кремль, губернаторы - все это далеко и высоко, начинать надо с себя и снизу, т.е. с фундамента, снизу, а разрушите фундамент-основу коррупции, она сама повалится.
Нынешняя высшая чиновничья рать держащая семьи и капиталы разоряла и разворовывала Государство Российское с 1991 года, с ней страну можно только сдать в рабство.
Господин Делягин с его политическими метаниями занялся вместо экономики политическим популизмом...