О ZAZ, О КОНЦЕРТЕ В МОСКВЕ, О ПИТЕРЕ И О МОСКВЕ,

На модерации Отложенный

 

«Зачем мне драгоценности, номер люкс, персонал и лимузин,

Зачем мне особняк в Швейцарии, что мне делать с Эйфелевой башней?

Я хочу любви, радости, веселья

Я хочу умереть с чистой совестью!

Откроем же вместе свободу, отбросим стереотипы -

Добро пожаловать в мой мир!»

(Из хита  ZAZ «Je veux» -“ Я хочу”)

Тем,  кто не знаком с творчеством певицы  ZAZ  достаточно прослушать культовую песню                  "LES PASSANTS"     www.youtube.com/watch?v=SvNkh9vJGSk  ,   а также сингл "JE VEUX"

 

 , чтобы сразу понять почему, например, последний моментально стал гимном европейской молодежи.

31 октября в Москве, а следом 1 и 2 ноября в Питере состоялись долгожданные концерты великолепной французской певицы и музыканта ZAZ /Изабель Жеффруа/.  

   Ее дерзкий талант, поразительное многообразие жанров  ее репертуара, необычная творческая манера исполнения  -  позволяют судить о творчестве ZAZ как о значимом явлении в современной музыке. Эта сенсационная франкоязычная исполнительница имеет одну из самых быстрорастущих в мире армий своих поклонников. Характеристика «самобытная» подходит к образу певицы, как нельзя лучше. Разнообразие, используемых в  ее творчестве музыкальных форм, стилей, инструментов  не вмещается в привычную музыкальную терминологию. Элементы фолка, джаз-мануш, французского шансона, лирической баллады и рока переплетаются в различных ее песнях с разной доминантой основного “вкуса”.

   Наверное, очень показательным получилось это сравнение - стилистической многогранности, исполняемых ZAZ композиций с гастрономическим разнообразием французской кухни. Сама певица затрудняется охарактеризовать свою музыку обычными терминами, но это, похоже, не сильно ее заботит?!  Она свободно парит в своем творчестве, в поисках новых форм, горизонтов.

   Несомненно, в активе певицы уникальные вокальные данные. Ее сильный голос подкупает неподражаемым тембром, огромным диапазоном, а ее уникальная способность имитировать сольные инструментальные партии, например,  саксофона, значительно расширяет возможности музыкального сопровождения ее песен. Фирменной чертой  ZAZ  является  зажигательная активность на сцене,  ее потрясающая энергетика, создающая особую атмосферу в зрительном зале.

   Все это удивительное многообразие музыкальных форм, жанров и средств подачи песенного материала слушателям, и в то же время безошибочная узнаваемость, брэндовость  ZAZ, при  высочайшем уровне музыкального исполнения, оставляет глубокое впечатление и, несомненно,  увеличивает ее фанатский корпус.  Определение направлений и стилей репертуара ZAZ  лучше оставить, конечно, на суд музыкальным  критикам. А верных поклонников привлекает, прежде всего, неповторимость ее певческого таланта,  отсутствие заигрываний перед  вкусами широкой публики, свобода творческого самовыражения. Квинтэссенция этой свободы была заключена в словах певицы, обращенных к зрителям - человеку нужно очень сильно захотеть стать счастливым  и стать им,  у нее это получилось.                                                                                                         

 Лично для меня творчество молодой француженки, удивительным образом, перекликается, с творчеством Вячеслава Бутусова, отпраздновавшего совсем недавно свой полувековой юбилей. Важнейшее их сходство в том, что оба музыканта  свободны и счастливы.

Оба счастливы своей свободой, создавать и исполнять то, что чувствуют, что им хочется. Счастливы, сознавая, что их песни востребованы. Как созвучны культовые хиты обоих музыкантов – «Я хочу…»!

По первым впечатлениям от концерта в Крокус Сити Холле 31 октября у многих поклонников певицы одновременно родился клич: “Петербуржцы! Не повторите ошибок москвичей! “                                                 

Итак, по порядку. Представление в Москве удалось, не смотря ни на что (это «что» включало в себя и задержку концерта из-за катастрофических пробок, и языковые проблемы, и общую “ауру понедельника”).  Удалось потому, что, ZAZ - действительно, хороша, неподражаема. Но это шоу могло быть еще лучше,  причем, значительно лучше...                                                    

Много импровизируя,  ZAZ, в частности,  неформально общалась со зрителями. К  сожалению, они в Крокус Сити Холле оказались не подготовленными - в фанзоне сразу не нашлось поклонников, хорошо говорящих по-французски, из-за этого случились задержки с переводом, что в итоге несколько остудило градус, уже «разогретого» певицей зала.  Досадно за Москву. Обидно, за теряющий популярность язык Рабле и Мопассана. Хочется надеяться, что Петербуржцы не уронят честь жителей культурной столицы.            

Надо заметить, что творчество ZAZ весьма популярно в Европе, ее концерты очень желанны в Германии, а, например, выступление певицы  в Сербии собрало 15-ти тысячный, переполненный фанатами, зал.              

В культурном смысле, Петербург  кажется ближе к Европе, чем Москва и концерты  француженки в северной столице предположительно пройдут с большим успехом.  Примеч. Так оно в итоге и получилось  – два концерта в Питере прошли “ на ура”, на едином дыхании.                                              

Москва же была, по-восточному более сдержана, как и подобает будущему центру евроазиатского союза, недавно провозглашенному всем известным персонажем, имеющим, однако, питерские корни.

И все-таки концерт в Москве получился замечательным. Публика, в подавляющем большинстве, осталась довольной, всецело благодаря ZAZ и музыкантам ее группы, выступившим вдохновенно и профессионально. Они с новых сторон раскрыли свои музыкальные возможности и придали новое звучание некоторым популярным хитам.  Единственное пожелание певице – это включить в программу концертных выступлений лирическую композицию “La PLUIE”.  Прямо, так и представляется:  ZAZ, поющая в едином порыве, с поднявшими файеры зрителями, раскачивающимися в такт трогательной мелодии.  Возможно,  Изабель  услышит мою скромную просьбу, к которой, уверен, присоединится огромное количество ее поклонников.

По пути домой, вспоминая с приятным послевкусием великолепное представление, мне вдруг подумалось: почему, откуда у некоторых из нас присутствует удивительная тяга, любовь ко всему французскому, непонятная  по своей природе? Отчего это чувство не отождествляется непосредственно с французами? И, может быть, направленно оно вовсе не к их, а к нашей родине?                                                                             

В моей семье сохранилась переписка русского офицера с любимой женщиной, датированная началом прошлого века, еще до Первой мировой войны. Письма, написанные на очень красивых старинных открытках, очень трогательные, но что важнее всего, ярко демонстрирующие главное богатство страны - благородных, высоконравственных и образованных людей. А прекрасный французский являлся частичкой их образа. Милого сердцу, образа представителя  многочисленной и достойной части российского общества.                                                                                                                          

Это сейчас  современная элита малочисленна и не является ни примером нравственности и высокой морали, ни духовным ориентиром...

 

Игорь Варварин, 1ноября 2011года.