Разговоры о патриотизме
С развитием интернета как такого, там стало появляться множества материалов на историческую и политическую тематики. Так же стали проявлять себя и люди, понимающие в этом довольно многое. Таким человеком оказался блоггер-публицист Борис Рожин, историк по образованию. С ним мне и удалось пообщаться.
— Что ты понимаешь под словом "патриотизм"?
— Так как я русский человек, то я говорю о патриотизме применительно к России. Для меня патриотизм - это уважительное отношение к собственной стране, народу, истории и готовность все это защищать, в том числе и ценой личных неудобств.
— И ты считаешь себя патриотом?
— Да, моя деятельность по целому ряду параметров может называться патриотической, значит, меня можно назвать патриотом.
— Но ты патриот по отношению только к России/Украине или вообще всем бывшим социалистическим республикам?
— Я патриот России в широком смысле этого слова, по отношению к лимитрофам, образовавшимся на обломках бывшего СССР, например, Украине, я не патриот. Патриоты Украины меня и таких, как я, считают своими врагами.
— В целом ясно, но ранее ты заметил, что твоя деятельность может считаться патриотической. Пожалуйста, расскажи о ней.
— На практике мой патриотизм проявляется, во-первых, в многолетней работе по защите истории нашего народа, пропаганде идей пересборки обломков бывшего СССР в новый союз и, во-вторых, в продвижении антилиберальных ценностей и идеалов в общество. Эту деятельность я веду на различных площадках в интернете, так как считаю, что интернет уже развился достаточно, чтобы оказывать корректирующее воздействие на общество.
— А какие есть на данный момент достижения?
— Я не гонюсь за индивидуальными достижениями, свою деятельность я воспринимаю как участие в глобальном процессе, где мой скромный вклад, помноженный на вклад других людей, приводит к тем или иным изменениям в обществе. То, что моя точка зрения на те или иные вопросы нашей общей истории и нашего вероятного будущего с каждый годом разделяется все большим количеством людей, говорит о том, что некое влияние на процесс я оказываю. Во всяком случае, такой надеждой я себя тешу. Мне не нужна роль борца-героя, меня устроит и роль чернорабочего, который в конечном итоге удовлетворится достигнутым результатом.
— Ты уже заметил про отношение патриотов Украины к тебе, а можешь сказать, что в данный момент из себя представляет украинский патриот и какова процентная составляющая их от всего населения страны?
— Настоящих патриотов Украины, которые действительно любят то, что она из себя представляет, в процентном отношении очень мало. Я точно не скажу, но не думаю, что эта цифра превышает 3-5%. Они согласны мириться с тем социальным адом, который создан в Украине, лишь бы иметь возможность тешить себя иллюзиями мнимой независимости и упиваться антироссийской/русофобской политикой правящей элиты, так как основной смысл существования Украины на карте мира — это блокирование любых попыток построить новый союз вокруг России. Об этом наглядно рассказано в "Великой шахматной доске" Бзежинского. В этом плане они являются моими антагонистами, так как их цели и идеалы для меня неприемлемы.
— Ну, а сколько же тогда "правильных патриотов", людей, которые как минимум за объединение с Россией? И есть ли такие настроения в обществе?
— Активно за воссоединение с Россией выступает около трети населения Украины. В Севастополе это более 50%, но, разумеется, желания общества и политика властей — это разные вещи. Они, как правило, расходятся.
— Ты уже об этом говорил ранее, но расскажи подробнее, чем является власть Украины по политическим воззрениям?
— Надо понимать, что при любой власти Украина как государство будет антироссийским/русофобским образованием. Это заложено в самой ее сути отрицания России и русских. Как не трудно заметить, конфликты с Россией идут как при "прозападном Ющенко", так и при "пророссийском" Януковиче. На деле же это две стороны одной медали.
Украинская элита никогда не пойдет на объединение, потому что хочет сидеть на том осколке бывшего СССР, который урвала. В обществе, помимо пророссийских настроений, весьма сильны неонацистские тенденции, особенно в Западной Украине.
— К чему же двигается страна из-за такой политики властей?
— Дело в том, что некоего высшего смысла существования Украины нет. Заявленная цель войти в Европу - абсурд, тем более что Европа сама заявляет, что не видит Украину в своем составе. "Европейский выбор Украины", который декларирует Янукович, — это химера, призванная скрыть простой факт - основу украинской политической линии составляет противопоставление Украины и России. В итоге мы получаем перманентный украино-российский конфликт в вялотекущей форме с периодическими обострениями вроде "газовых войн", размещения Черноморского флота, статуса русского языка и так далее. Никаких долгосрочных исторических перспектив у Украины нет — это типичное «failed state».
— «Failed state»? Раскрой понятие.
— Если кратко, — это американский политологический термин, которым обозначают несостоявшиеся государства. В этом плане Украина может гордиться хотя бы тем, что она в этом статусе не одинока, но это так себе достижение.
— А есть ли вообще у правящих кругов страны цель вырастить патриотов? И нужны ли проукраински настроенные личности в большом количестве?
— Украинской элите не нужны патриоты, ни российские, ни даже украинские. Российские не нужны, потому что они тянут Украину в союз с Россией, что означает утрату власти, влияния. Украинские не нужны, потому что националистические тенденции в перспективе могут помешать бесконтрольно грабить страну. Поэтому украинский патриотизм существует сейчас в виде антироссийской подушки, прикрываясь которой олигархи дербанят собственность и бюджет. Если посмотреть на спектр мнений украинских патриотов, то нетрудно заметить, что, как и российские патриоты, они также критикуют действующую власть и оппонирует ей. Поэтому олигархии нет никакого смысла плодить себе новых врагов.
— А что будет со страной, если случится что-то, напоминающие происходящее сейчас в Ливии.
И возможно ли такое событие по отношению к Украине, ибо одну оранжевую революцию она пережила. Имеет ли смысл предположение, что её накроет вторая? И что в такой момент произойдёт с народом?
— Новые потрясения в Украине более чем возможны: в обществе достаточно горючего материала, и есть четкие линии разлома. Противостояние Юго-Востока и Запада, языковой и религиозные вопросы, отношение к Крыму — это вопросы межнациональных отношений. Плюс — огромное социальное неравенство. То есть причин для новых потрясений, как бы они ни назывались, более чем достаточно. По моим прогнозам, если в ближайшие пару лет США завершат программу демонтажа "Большого Ближнего Востока", то уже в 2013-2014 годах можно ожидать серьезного изменения геополитического ландшафта в СНГ с неизбежным затрагиванием Украины. Украина уже сейчас фактически живет с «расколотым народом». В случае новых потрясений непрочные скрепы очень быстро развалятся, и страна либо расколется, либо свалится в хаос и анархию. Запас прочности Украины крайне невелик. Учитывая безразличие основной массы населения к судьбе Украины, большого числа защитников не ожидается.
— Борис, а что ты можешь сказать о молодом поколении Украины, каковы его взгляды на происходящее в стране? Охарактеризуй разумность молодёжи.
— Молодежь в целом крайне апатична и атомизирована. Значительная ее часть всерьез рассматривает вариант «уехать из Украины», так как у нее здесь нет будущего. И, по-своему, они объективно правы. В силу многолетней пропаганды молодежь не имеет каких-то стойких нравственных, культурных или исторических ориентиров. По сути школы и ВУЗы фактически закрепляют текущее положение вещей. В силу этого разумность молодежи в целом я бы оценил на троечку.
— А какая-нибудь из наиболее многочисленных партий ведёт агитацию среди юных избирателей? Допустим, та же КПУ(Коммунистическая Партия Украины – прим. ред.).
— По сравнению с Россией, политическая работа с молодежью в Украине значительно отстает. Это касается не только КПУ. Превалирует установка: молодежь не интересуется политикой, на выборы ее не затянешь, и поэтому усилия на ее привлечение к урнам не оправдывают затрат. Куда как проще опираться на стандартные электоральные группы - бюджетников, военных, заключенных, пенсионеров, городскую буржуазию. Во многом властям даже не выгодно привлекать молодежь в политику, потому что особо теплых чувств молодежь к нынешней элите не питает. Независимо от того, пророссийская ли это молодежь или нет. Конечно, какая-то агитация и работа ведутся, некоторые партии пытаются выдвигать молодых лидеров, но это, как правило, всего лишь ширма, за которой все те же дяди в дорогих костюмах обтяпывают свои дела у бюджетного корыта.
— А как ты считаешь, должна ли проводиться такая работа?
— Важен не факт такой работы, ну проводят работу и что? Куда как важнее, для чего эта работа ведется. Если для формирования ширмы, скрывающей существующий порядок вещей, то, по мне, —без разницы, проводят такую работу или нет. Кому-то из "молодых лидеров" возможно и понравится быть пешкой, обслуживающей интересы олигархической элиты, но к реальным изменениям это не приведет.
— А возможно ли вообще возникновение у вас организации, которая бы начала заниматься реальной работой? Притом такой, чтобы результаты не просто были, а были положительными?
— Если судить по Крыму и Севастополю, создание такой организации в ближайшие годы не ожидается. Политический ландшафт полностью зачищен. Всё, что представляло серьезную опасность, либо куплено, либо приведено к покорности. Те, кто не легли под олигархию, вытеснены в несистемную оппозицию, балансирующую на грани полной маргинализации (Маргинализация — процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него – прим. ред.).. Поэтому и молодежь не идет: она видит перед собой лишь заплывшие жиром морды олигархов и чиновников, годами грабящих страну, а также "не престижные" маргинальные образования, не имеющие реальных рычагов воздействия на ситуацию. В итоге молодой человек объективно приходит к мысли, что изменить ничего нельзя, политика— де**мо, извини за выражение, и вообще, проще уехать, чем пытаться что-то сделать в Украине.
— Следовательно, о территориях, более западных, и вообще речи быть не может?
— На западе Украины (более бедной части страны) молодежь, не имея социальных перспектив, скатывается в национализм или неонацизм. Эти группы финансируются из карманов олигархии и служат канализации деструктивных процессов в безопасное для властей русло. Никаких позитивных целей данные молодежные группы не достигнут.
А покричать русофобские и антироссийские лозунги - это да, они могут. Но в глобальном плане это ничего не меняет. Русофобии и без них хватает, и не только в Украине.
—Знаю, что ты следишь за событиями и в Белоруссии. Расскажи, как там обстоят дела с патриотизмом?
— В Белоруссии с этим обстоит получше, нежели в России или Украине. Но там тоже не все так сахарно, как представляют официальные СМИ. Основная масса белорусов в той или иной степени вполне одобряет курс Лукашенко, даже несмотря на экономические трудности. Всё-таки есть понимание, что те, кто придут на смену Лукашенко, сделают только хуже. Поэтому в Белоруссии, которая до 1991 года никогда не существовала как полноценное государство, патриотизм имеет стойкий консервативный генезис. Сбережение существующего положения дел — вот, на мой взгляд, нынешнее состояние белорусского патриотизма. Попытки властей перевести стрелки на гражданский национализм не привели к серьезным изменениям. Также в целом не удались и попытки оппозиции навязать белорусам национализм этнический.
— А что известно про воспитание молодёжи?
— В Белоруссии в значительной мере были сохранены советские методики работы с молодежью в рамках государственных и окологосударственных структур. Основной упор идет на формирование из молодого человека здорового, образованного, лояльного члена общества. Все это осуществляется через образование, спорт, культуру, СМИ. На мой взгляд, результаты на четверку с минусом.
— И последний вопрос. Каким ты видишь будущее наших стран —России, Украины и Белоруссии? Именно общее будущее, ибо исторически мы являлись и до сих пор являемся одной большой семьёй.
— Тут есть два момента.
1. Будущее, которого хочу и над приближением которого в меру своих скромных сил работаю, - это объединение осколков СССР в новый Союз, где объединенные братские народы смогут вместе строить достойное будущее в рамках великого проекта и великих целей, а не влачить бессмысленное существование. Я считал и считаю, что нынешние народы бывших советских республик могут и должны жить и строить свое будущее вместе. Основное препятствие на этом пути - нежелание элит расставаться с властью и возможностью бесконтрольно грабить свои страны. Поэтому, если народы смогут усилить свое стремление к объединению, рано или поздно сопротивление элит будет преодолено.
2. Разумеется, я не исключаю варианта, когда нынешняя ситуация консервируется и мы продолжим наблюдать все те же процессы передела собственности, депопуляции бывших республик, деградацию науки, культуры, образования. В конечном итоге мы придем к полной утере цивилизационной значимости постсоветского пространства, которое превратится в кормовую базу для более сильных и жизнеспособных цивилизаций.
Комментарии