Правительство приценивается к доходам граждан

Новость на Newsland: Правительство приценивается к доходам граждан

Вместе с тем ни прогрессивную шкалу, ни налог на роскошь российские власти вводить не собираются

Время сейчас разделено четким барьером – выборами. До выборов раздаются щедрые обещания поддержать все, что падает или шатается: там – обновить, здесь – подправить, в том месте – развить, в другом – обеспечить расцвет. После выборов придет время ломать голову, где взять на все денег. Понятно, что большинство обещаний придется сократить, а от части отказаться совсем, но дополнительные деньги все же понадобятся.

О том, где их раздобыть, в правительстве задумываются уже сейчас. Собственно, вариантов немного: продать полезные ископаемые, произвести чего-нибудь на продажу и обложить народ новыми налогами. Первый задействован на все 100%, но цены на сырье падают. На второй вариант надежда слабая, поскольку наши потребительские товары на внешнем рынке не больно кому нужны, а на внутреннем ниша у них небольшая: все заполнено импортом. А вот в третьем варианте таятся скрытые резервы, рассудили в правительстве, особенно в том, что касается повышения налоговой нагрузки на физических лиц.

Вот в этом направлении и идут обсуждения, какие налоговые сюрпризы преподнести избирателям после президентских выборов, стало известно газете «Ведомости». Рассказали ей об этом пять неназванных федеральных чиновников. Троим из них известно, что повышать будут налог на доходы.

Ставка НДФЛ у нас сейчас одна из самых низких в мире – 13%. Тем не менее, премьер Путин вчера заявил, что увеличивать ее не планируется. А деньги все же нужны. Где взять? Вероятно, в ход пойдет косвенное повышение НДФЛ, признал один из чиновников, являющийся сотрудником аппарата правительства, – например, дополнительный сбор с зарплаты.

К зарплате подбирается и Минздравсоцразвития. В министерстве прорабатывают введение обязательного социального страхования на случай нуждаемости граждан в социальном уходе, рассказал его сотрудник. Сейчас расходы на уход за стариками граждане обычно несут самостоятельно, а будет – государство. Взнос составит не более 1% от заработка, источник взноса (средства работника, работодателя или обоих вместе) прорабатывается, говорит чиновник.

Правительство пока не дало ни Минфину, ни Минэкономразвития поручений проработать вопрос дополнительного налога с зарплат, говорит сотрудник аппарата правительства, но к этой теме неизбежно вернутся: «Это понимают уже все, просто до выборов никто публично об этом не скажет».

Все, да не все. Помощник президента Аркадий Дворкович говорит, что экономическая ситуация не располагает к повышению налогов ни до, ни после выборов, т. к. это бессмысленно, за исключением акцизов на табак и алкоголь. Впрочем, после выборов у нас будет иной президент, а у него – другой помощник, который может сказать прямо противоположное.

Вряд ли Путин согласится повысить нагрузку на доходы граждан, вторит ему высокопоставленный федеральный чиновник: «Будем смотреть на налоги на потребление, чтобы была социальная справедливость».



При этих словах сердца сторонников введения налога на роскошь могут радостно забиться. «Неужели свершилось? – подумают они. – Наконец-то в правительстве поняли необходимость сгладить вопиющее социальное неравенство!».

«А на что еще повышать?» – удивляется другой чиновник. На производство нельзя – модернизация, на фонд оплаты труда и добычу сырья – некуда. Вопрос – как повышать: либо на все потребление (например, через налог с продаж), либо на избыточное – через акцизы. Увы, о роскоши опять речи не идет. А жаль.

Треть рынка труда – неформальный сектор, и он растет. Это – основной аргумент, почему повышения налогов на доход не будет, уверен ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: больше денег за счет роста налога не собрать. А налоги на потребление, скорее всего, повышаться будут, считает он.

Налоговая система в России сильно перекошена в сторону бизнеса, так что идея ее перераспределения – прогрессивная, считает гендиректор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. «Есть только одно «но»: правительство, очевидно, хочет не перераспределить нагрузку, а увеличить ее для граждан, оставив высокой и для бизнеса», – предполагает Акиндинова.

Руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич констатирует, что бюджет сейчас находится в трудном положении: расходы растут, а доходы сокращаются. Приняты повышенные пенсионные обязательства, много средств требует реформа здравоохранения, еще больше – заявленная масштабная программа вооружений, с которой не смог согласиться бывший министр финансов Алексей Кудрин.

По расчетам Минэкономразвития, в ближайшие три года регионам, бюджет которых примерно на треть состоит из поступлений от НДФЛ, предстоит найти почти 1 трлн руб. на здравоохранение и реформу оплаты труда в социальной сфере.

Нагрузка на потребление может повышаться как через рост акцизов, так и через НДС (возможно, на 1-2 процентных пункта). Налоги на потребление не влияют на конкурентоспособность национальной экономики, т. к. облагается не экспорт, а только внутреннее потребление, считает директор департамента Минфина Илья Трунин.

Имело бы смысл повысить акцизы на табак, алкоголь, налоги на дорогую недвижимость, но все это не решит бюджетных проблем. Решение нужно искать «с другого конца» – в сокращении и оптимизации расходов, уверен Гурвич.

В общем, народ является не только источником власти (по Конституции), но и опорой этой самой власти в трудные времена (реально, через налоги). Путин и Медведев раздают обещания, а отдуваться придется всем. Не исключено, что в следующем году «возрождение России» начнется с возрождения налога с продаж, увеличения НДС (самый эффективный из налогов, дающий наибольшие поступления в бюджет) и увеличения налога на квартиры, дома и земельные участки. Но богатых опять не тронут.