Валютный тупик Беларуси

Валютный кризис, который перманентно испытывает Беларусь по большому счету не должен вызывать большого удивления, так как рано или поздно ее экономика обречена была оказаться в такой ситуации. И если кризис происходит сейчас, а не через год-другой, то в этом виновата только мировая экономическая депрессия, которая ускорила приближение кризисных явлений в хозяйстве Республики.

Впрочем, явление валютного кризиса характерно не только для Беларуси, оно присуще большинству так называемых монопродуктовых экономик, которые производят и экспортируют один-два-три товара или услуги, а импортируют тысячи, если не десятки тысяч товаров и услуг, и поэтому критически зависят от конъюнктуры мирового рынка.

Критическая зависимость от мирового рынка вызвана, во-первых, тем обстоятельством, что внутренний рынок не в состоянии полностью поглотить весь объем товаров, выпускаемых национальными фирмами. Поэтому, хотят они того или не хотят, им приходится выходить с «излишками» продукции на внешний рынок. Во-вторых, зависимость от внешнего рынка вызвана необходимостью в большом объеме импорта (и по ассортименту, и по стоимости), так как предприятия этих стран не могут производить полный набор товаров и услуг, входящих в стандартную потребительскую корзину.

Поэтому для нормального функционирования монопродуктовых экономик необходим постоянный приток импорта, оплачивать который можно только за счет постоянного притока твердой валюты. Если импортные товары не будут поступать в нужных размерах, то тогда объемы внутреннего потребления и внутреннего производства будут совершенно недостаточны для нормального воспроизводства экономики страны.

Соответственно, объем экспорта монопродуктовых экономик должен быть достаточно большим, чтобы доставлять нужное количество твердой валюты для оплаты импорта, необходимого для нормального функционирования хозяйства, и для создания международных резервов, которые будут использоваться для оплаты импорта при временном падении поступлений от экспорта. Поэтому, повторяем, ситуация в этих экономиках сильно (если не критически) зависит от того, смогут ли ее компании продать свою продукцию на мировой рынок или не смогут.

Поэтому продвижение продукции национального производителя на внешние рынки – это постоянная забота всех хозяйственных и политических агентов страны. Если вы смогли проникнуть со своим товаром на внешний рынок, то тогда ваша ситуация прекрасна, а если не смогли – тогда плохи ваши дела.

Правда, надо оговориться, и заметить, что жесткие условия мирового рынка распространяются не на все монопродуктовые экономики. Из них есть и приятные исключения. Например, страны-экспортеры нефти, хоть и производят один товар, однако живут себе прекрасно, потому что их товар всегда востребован. Кроме того, они уже научились регулировать его предложение, поэтому колебания мирового спроса их теперь затрагивают не очень сильно.

Но, к сожалению, экономика Беларуси к таким странам не относиться: базисных видов сырья (кроме калия) она не производит, поэтому в полной мере испытывает на себе все превратности мировой хозяйственной конъюнктуры. Впрочем, так же как и большая часть остальных монопродуктовых экономик.

Ситуацию в республиканском хозяйстве, по сравнению с другими аналогичными экономиками, усугубляет следующее обстоятельство. В свое время, еще в советские времена, на территории Белоруссии были построены заводы, мощность которых далеко превосходила потребности республиканского хозяйства. Но тогда об этом мало кто задумывался, так как продукция этих предприятий предназначалась для всего советского рынка и даже шла на экспорт в другие социалистические страны.

Этих предприятий достаточно много, мы назовем только наиболее известные: Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод и завод большегрузных самосвалов в Жодино. Одновременно с этими заводами были построены предприятия, поставляющие для них комплектующие изделия – автомобильные камеры и покрышки, шарикоподшипники, электротехническое и приборное оборудование.

В советские времена эти производственные цепочки работали непрерывно, но после распада единого советского рынка у белорусских предприятий, выпускающих конечную продукцию, начались сложности со сбытом, которые длятся до сих пор. Естественно, аналогичные трудности начались и у производителей комплектующих.

То есть промышленный комплекс республики ждал полный коллапс, и если бы не наличие на ее территории ряда объектов, продукция которых была востребована мировым рынком, выжить было бы просто невозможно. Все-таки трактора и грузовики – это такая продукция, которая производится везде и повсюду, и поэтому сильным внешним спросом не пользуется.

Кроме того, выжить (в переносном и прямом смысле этого слова) республике помог мощный аграрно-промышленный комплекс, благодаря которому она добилась самообеспечения продовольствием и даже организовала его экспорт.

Тем не менее, наличие двух групп предприятий, продукция которых покупалась мировым рынком (нефтепереработка и производство удобрений; аграрно-промышленный комплекс), а также поставка части машиностроительной продукции на российский рынок, не спасала экономику от тяжелого состояния. Более того, просто тяжелое состояние превратилось в хроническую болезнь.

Это случилось после резкого роста мировых цен на энергоносители во II половине 2000-х годов. Рост цен на нефть сделал малорентабельной ее переработку, а рост цен на газ повысил стоимость электроэнергии и теплоэнергии для всех видов потребителей, так как почти вся энергия в Беларуси вырабатывается на теплоэлектростанциях. Эти трудности дополнились еще тем обстоятельством, что оплата нефти и газа должна производиться твердой валютой, а ее, как уже было показано выше, у республики постоянно не хватает. Как результат, платежный баланс страны стал резко отрицательным.

В таких случаях выбор у монопродуктовых экономик, как правило, небольшой. Стране приходится или резко сокращать импорт, или наращивать внешний долг, и за счет внешних займов оплачивать прежние размеры импорта. В случае Беларуси о сокращении импорта не может идти и речи, поэтому хозяйство республики стало залезать в долги.

Динамика сальдо платежного баланса и валового внешнего долга приведена в следующей таблице.

Сальдо текущего счета платежного баланса Республики Беларусь

Годы/млн. долл.

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011 – 1-ое пг.

Сальдо

- 1495

436

- 1448

-3040

-4988

-6178

- 8317

-5287

Внешний долг

4935

5128

6884

12497

15154

22060

28401

33101

Как видно из этой таблицы, резкое ухудшение условий внешней торговли привело к лавинообразному росту дефицита счета текущих операций, а для его финансирования пришлось прибегнуть к росту внешних заимствований, которые за рассматриваемый период увеличились почти в шесть раз.

Судя по тому, что цены на энергоносители не собираются кардинально снижаться, дефицит текущего счета Беларуси будет постоянным. И ей придется постоянно привлекать новые кредиты для его финансирования. Поэтому экономическое состояние страны будет зависеть от того, сумеет ли ее руководство получить внешнее финансирование или не сумеет. До нынешнего года у него это получалось, но уже сейчас ситуация не выглядит безоблачной и не ясно, как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем.

Может быть, это заставит республику все-таки начать распродажу своей промышленной собственности.