"Не нужен мне берег турецкий!.." А разве его тебе предлагают?

 

«…А я остаюся с тобою

Родная навеки страна!»

Лирический герой Исаковского ставит себе в заслугу то, что он не летит, подобно перелетным птицам, а остается в родной стороне.

Такой патриотизм заслуживал бы самой высокой оценки, если бы кто-то его, лирического героя, спрашивал, хочет ли он турецкого берега и Африки или желает остаться на родимой сторонке. Поскольку никто его не спрашивает, этот вынужденный патриотизм можно уподобить добровольному самоограничению эзоповской Лисы в винограднике: одному не нужна заграница, а другой не был нужен зеленый виноград.

Хочешь – не хочешь, нужны ли тебе берег турецкий и Африка либо не нужны, сиди дома.

Нужда выдается за добродетель, обусловленная внешними причинами невозможность улететь вслед за перелетными птицами – за сознательный отказ.

Всё спасает скрытый, конфликтный второй план (об этом писал знаменитый психолог Л.Выготский).

Классическая тема лирики – желание уподобиться птице («Чому я не сокiл?»). Истинное содержание песни: страшно хочется улететь, но не дают, и приходится себя уговаривать - да на хрена, мол, мне ваша Африка, мне и дома хорошо!

Кстати, после войны Сталин ставил перед союзниками вопрос о территориальной наказании Турции (естественно, в пользу СССР) за ее прогерманскую позицию и о передаче СССР бывшей итальянской военно-морской базы в Ливии. Значит, ему-то отнюдь не безразличные были берег турецкий и Африка!

Другой постоянный мотив советских патриотических песен: я не знаю другой такой страны, другой такой нет, ничто с ней не сравнится…

Да с чем ты можешь сравнивать? Что ты видел?

Хороша страна Болгария, хороша страна Румыния, но Россия лучше… Это правомерно. Но почему «лучше всех», если видел только Болгарию и Румынию?