Затоптанный король
Начну с того, что хочу предупредить некоторых возможных комментаторов: то, о чем я пишу, это – не самореклама. Если вы не удержитесь от такого вывода, дальше не читайте: не стоит источать желчь и портить себе настроение, а автору прическу.
С юных лет, а потом и будучи постарше, когда я уже ходил на танцы, я слышал музыку, которая и до сих пор стоит у меня в ушах, хотя прошло уже очень много лет. Меня всегда интересовало, кто автор той или иной композиции. Ответа на такой простой сегодня вопрос в те далекие времена найти было либо очень трудно, либо просто невозможно. Тем более, если ты живешь не в столице нашей, сегодня уже бывшей, родины. Да и в Москве можно было ничего не добиться в этом плане. Шли годы, пролетали десятилетия, любопытство в отношении понравившихся когда-то композиций то утихало, то просто затиралось временем: работа, работа, работа… И вот совсем недавно что-то вдруг стало меня беспокоить изнутри. Стали всплывать остатки когда-то любимых мелодий. Естественно, каждому вспоминаются его молодые годы, какими бы они счастливыми или не очень счастливыми ни были. Это обычный закон человеческого бытия. Но сегодня – не старое время. Сегодня век Интернета. Сегодня не надо ехать в командировку в Москву и там высиживать часами в библиотеке Ленина из-за получения информации, скажем, в одну строчку. И слава Богу, что это все у нас имеется. Мне почему-то пришла на ум мелодия танго “Цветущий май”, которое у нас крутили на всех танцплощадках города в хвост и в гриву. Захотелось еще раз вспомнить это замечательное танго. Очень даже быстро я нашел его в Интернете и скачал. Во первых, я узнал, кто автор музыки. Затем стал наслаждаться изумительной мелодией, которую я не слышал более полувека. Насытившись музыкой, я решил ее пропеть. Но без слов дело не шло. Написал к танго слова и тут, наконец, я попал, что называется, в нирвану: пел, пел и пел, наслаждаясь такой любимой и давно знакомой музыкой…
После “Цветущего мая”, с помощью которого я как бы ходил в разведку, я решил поискать и другие нравившиеся с юных лет мелодии: “Брызги шампанского”, “Утомленное солнце” и другие. Нашел и с ними поступил таким же образом, как и с “Цветущим маем”. Напелся досыта. Но, как говорят, дальше – в лес, больше - дров. Я решил не вспоминать, да это и невозможно все вспомнить, а просто поискать по Интернету хорошие танго. Так я совершенно случайно наткнулся на автора с именем и фамилией Оскар Строк. К моему великому стыду для меня было настоящим открытием, что жил-был такой композитор, которого в свое время называли королем русского танго, о котором я только сегодня узнал, что он вообще существовал. Когда я стал прослушивать его композиции, оказалось, что почти все они мне давно знакомы, Вот только автора я не знал. Естественно, я начал рыться в его биографических данных, которых даже в сегодняшнем Интернете – с гулькин нос.
Но параллельно я писал слова к каждому понравившемуся мне произведению и пел, пел и пел.
Наслаждался мелодиями. А слова мне помогали в этом. И выкладывал в Интернет. Пусть люди тоже понаслаждаются Оскаром Строком вместе со мной. Оказалось, что почти в каждой мелодии я услышал фрагменты, интонации многих известных советских песен. Как же так? Композиции О. Строка являлись трамплинами к известным песням, а о нем самом никогда ничего слышно не было. Загадка. Я уже догадывался в чем дело, но все же снова полез в Интернет и начал тщательно изучать биографические данные этого незаурядного музыканта. Да, так и есть: композитор Оскар Строк был буквально затоптан Советской властью. Он не подошел этой власти в виду, как тогда выражались, “безыдейности” своих произведений. Так же не подошел, как не подошел ей Сергей Есенин со своими “кабацкими стишатами”. Ни больше и ни меньше. Композитор Оскар Строк прожил долгую жизнь и умер в полной безвестности и забвении в 1975 году. Он родился и почти всю жизнь прожил в Латвии, которая его не только “отблагодарила” в советское время, когда его в 1949 году местные прихлебатели исключили из Союза композиторов после того, как он, живя некоторое время в Москве, попал там “под раздачу” – Постановление ЦК о безыдейности в художественных произведениях - и вынужден был вернуться к себе на родину, в Латвию, поселиться в Риге, но и уже в недавний период тоже прошлась по своему всемирно известному земляку (оказывается, что произведения Оскара Строка давно и широко известны за рубежом, где до сих пор выходят и уже на современных носителях его работы, где даже по прошествии ста лет с удовольствием слушают его незабываемые мелодии). В Интернете я прочитал в одной из статей, посвященных Оскару Строку, что в Латвии недавно вышла книга о композиторах этой страны. В книге перечислены все им известные композиторы, о которых за пределами этой малюсенькой страны никто никогда даже и не чуял, но об Оскаре Строке - ни строчки. Видимо, книгу составляли те, из-за которых Великий Король Русского Танго всю свою послевоенную жизнь вынужден был зарабатывать себе на хлеб, играя по рижским кабакам и ресторанам. А ведь этого мелодиста высоко оценивали не только дореволюционные российские “звезды” (тогда такого понятия и не было) Шаляпин, Вяльцева, Морфесси, но его песни исполнялись также запрещенным и, в конце концов, угробленным той же советской властью Петром Лещенко (вспомним знаменитые “Черные глаза”). С Оскаром Строком широко сотрудничала и Клавдия Шульженко. За одну только “Мурку”, которую народ поет уже лет восемьдесят и еще будет петь лет сто, Оскару Строку надо поставить народный памятник. Сохраним же нашу благодарную память об этом незаурядном композиторе и человеке.
27.10.2011 г.
Комментарии
Всё чудесно.
Надо запомнить:
Цветущий май
“Брызги шампанского”, (“Утомленное солнце” помню)
Синяя рапсодия?
Мурка - утёсовская в первом "официальном" исполнении, также, как и "С одесского майдана бежали два жигана". Слушал и одобрил лично товарищ Сталин, а потом спела Шульженко и "гражданского" подвига в этом _н_и_к_а_к_о_г_о_ не было.
Как не вспомнить "Синюю рапсодию", если о Строке и Лещенко вспомнили - не знаю. Поторопились со статьёй?
Насчёт Петра Лещенко, "угробленного советской властью" - типа он "эммигрантом" оказался поневоле, да и потом - дезертировал, а гитлеровским оккупантам пел за милую душу и рьяно. За что и был наказан. Но Петра Лещенко, конечно, слушать надо.
Куда делся у автора Вертинский, добровольно вернувшийся из эммиграции
и певший в ВОВ для советских, а не для гитлеровских бойцов, останется на совести автора. Кстати, Вертинский - лауреат "Сталинской премии".
Забыты и Ляля Чёрная, и Виноградов, и Лемешев, и Козловский. Бог с ними. Они - чуть-чуть не "танго".
Но как было "Синюю рапсодию" забыть?! Хотя, Оскор Строк многое у "американцев" заимствовал...
Да ладно, Бог с ним вообще. Статейка-то - не о России, а антироссийская.
Я тоже Лещенко не обвиняю, и он один из любимых исполнителей. Но предпочитаю просто слушать, не задумываясь о сложной судьбе.
http://neizvestniy-geniy.ru/personal_works/
"Чёрные глаза" Мугу спел, примерно, в 2002-2003 годах (если не ошибаюсь), а сама песня эта была известна, в уличном кавказском исполнении, - несколько раньше и во многих вариантах, с различным аккомпанементом и с довольно сильно различающимся текстом.
Такое присходит с песнями довольно часто.
Вот, например, "Чубчик кучерявый", в своё время, довольно успешно "вернул к жизни" знаменитый Вилли Токарев.Много внимания старому, истинно народному фольклору, уделял Аркадий Северный.
И у эстрадных коллективов, которые "гремели" некогда на весь наш мир, - тоже, зачастую много народного и фундаментального, если внимательно вслушаться.
Но, плагиатом (по большому счёту) это является только в случае коммерческого использования произведения. И опять же, если есть реальный автор. В случае использования какого-нибудь монтажа на корпоративном капустнике - это всего лишь частность. И самим авторам, и почитателям, по идее это даже наруку, так как представляет собой даже некоторую рекламу, и говорит о том, что произведение популярно, и не забыто в народе.
Ведь говорится же, что "что бы ни говорили, - лишь бы говорили".
И случается, что многие плоды народного творчества, так и не вышли за пределы узкого какого-нибудь круга слушателей.
Так что - это очень даже прекрасно, что есть артисты и музыканты, которые возвращают слушателю затерянные шедевры, даже если немного и придадут им своего собственного звучания.
Примеров тому - куча! - Это и некогда суперпопулярные "Бони М", в песнях которых угадывались элементы ямайских народных песен, а также целые фрагменты ганнских, гайанских и антильских народных песен. А также и целые произведения, - как тот же самый "Fever", который зазвучал абсолютно по новому.
И бессмертная аранжировка почтенного Виктора Захарченко, исполненная "Кубанским казачьим хором" - а именно: - "Роспрягайте хлопци коней", которая стала ещё краше, после талантливой обработки Великого Мастера.
Я намаренно привёл два примера, которые совершенно и диаметрально противоположны, чтобы показать саму встречающуюся тенденцию, которая имеет место, и является тоже творчеством, если не сказать - самостоятельным ...
Кстати, имеются случаи и коммерческого использования таких монтажей. И этими произведениями заслушивались миллионы. А первоисточнику такие новые версии даже прибавляли популярности.
Только, однако, нельзя забывать об авторских правах, которые могут быть востребованы в судебном порядке.
Эти был именно проект, так как параллельно он вёл и другие коллективы - "Ирапшен", певица Джила, и чуть позже - "Милли Ванилли".
Очень примечательно и то, что вместе с Фарианом, в самом начале, работал и знаменитый Курт Хауенштайн ("Супермакс").
Вот они-то и чЕрпали своё вдохновение на основе народной музыки стран Карибского бассейна. "Супермакс" тоже широко использует элементы "чёрной" музыки.
А San Marino, действительно, в Сан-Ремо был представлен, - если не ошибаюсь, в 1982-м году. Если Вы следили за трансляциями этого знаменитого конкурса по нашему ТВ, то объяснить тот факт, что выступление именно этого артиста (почему-то мне кажется, что это был дуэт) осталось незамеченым, можно только печальными событиями в нашей стране, из-за которых и передачи были несколько смещены по времени. Думается, что так.
И Вам спасибо, что нашли время всё это прочитать.
Еще раз благодарю!