«Утро стрелецкой казни» как индикатор

На модерации Отложенный

 

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни».  Она знакома каждому россиянину, всегда служила наглядным пособием, ещё со времен Российской Империи,  при изучении истории России, СССР, а теперь Отечества.  Это художественное произведение  отражает  историческое событие и дает понимание всей последующей Петровской эпохи. Суриков работал над картиной несколько лет, изучил множество документов эпохи. С великой точностью выписаны  там детали быта – Суриков сам сибирский казак. Но, в этой картине есть исторические ошибки.  Они там есть… Об этом знают профессиональные историки – специалисты по Петровской эпохе, известны они  и знатокам истории России. Это тема для отдельной статьи, желающие могут найти эти факты самостоятельно. Но сила эмоционального воздействия картины «Утро стрелецкой казни» поражала и поражает зрителей.

Художественная и историческая правда - психологизм и точные детали эпохи, отражение СМЫСЛА событий – вот сила всех картин Василия Сурикова. А знание о фактических ошибках в его исторических картинах не является автоматически гарантией знания и понимания русской истории.

 И ни одному историку, а ещё живы были тогда наши великие историографы, не пришло в голову критиковать художественное произведение, играющее важную роль в понимании и осмыслении русской истории - картину «Утро стрелецкой казни» - за «неисторичность». Потому что ясно – художник Василий Суриков не только знает, но и понимает, чувствует русскую историю.  И его потомок - художник, выражающий свое видение мира языком кинематографа, - Никита Михалков, тоже знает и творчество своего прадеда, и русскую живопись, и русскую историю, культуру, философию. Понимает их. Размышляет о них и предлагает сделать это вместе с ним  зрителям. Профессионалы (не только в области исторической науки)  и думающие зрители это видят, понимают и адекватно воспринимают художественные фильмы Никиты Михалкова на исторические темы – как КИНО.