Нелюдимо наше море или русские войны XXI века за транзит

Анатолий ВассерманСтатью Дмитрия Валерьяновича Лекуха "Русские войны XXI века -- войны за транзит" необходимо дополнить соображениями адмиралов Филипа Хоуарда Джордж-Томасовича Коломба и Алфреда Тайёра Деннис-Хартовича Мэхена -- создателей теории владения морем. По их мнению, на стороне государства, контролирующего морские перевозки, в любом конфликте оказываются практически все остальные страны мира, ибо все они опасаются дестабилизации перевозок при нарушении контроля. Поэтому государство, уже обладающее таким контролем, может потратить на его удержание практически любые силы -- ведь тем самым оно удерживает весь мир в своих союзниках. Отсюда очевидно, какие усилия будут приложены Соединёнными Государствами Америки на предотвращение указанного в статье Лекуха превращения Северного морского пути в маршрут, доступный для международных перевозок.

 

Нам уже не раз доводилось писать о том, что повышенное внимание российского руководства к Арктике связано далеко не только с тем, что там, на шельфе, обнаружено колоссальное количество энергоносителей и других небесполезных ископаемых.

Это-то пока, увы, скорее работа на перспективу, хотя и не самую отдаленную. Пока там еще остаются вопросы, в том числе и по себестоимости добычи (при определенной рыночной конъюнктуре их добыча «на северах» может быть и не слишком интересной: хотя технологии, безусловно, идут вперед, и она обязательно будет снижаться). Словом, пока там куда больше т.н. «экономической политики», чем реальной практической экономики.

Гораздо интереснее другое. Северный морской путь.

«Северный русский транзит», как вполне вменяемая альтернатива «южному маршруту», упирающемуся в «суэцкое бутылочное горло» и в Аденский «пиратский залив», но все равно фантастически выгодному (морские перевозки вообще не имеют конкуренции с точки зрения экономики) - это факт, что называется, медицинский.

При этом стоит отметить, что «северный маршрут» по многим показателям куда интереснее. Например, - тупо короче. И самое главное, - безопасней «южного». Чукотка не Сомали.

И, запустить его практическую эксплуатацию, - по крайней мере, на период летней навигации, Россия способна уже сейчас, буквально в течение нескольких ближайших лет. Что она если не будет каких-либо политико-экономических форс-мажоров – обязательно сделает. Просто хотя бы потому, что не использовать свои географические преимущества, - это все равно, что «зарывать талант в землю».

А теперь о печальном. Сопротивление «цивилизованной мировой общественности» этим планам, безусловно, будет колоссальным.

Что наталкивает на любопытное ощущение: прогнозы аналитиков, будто войны двадцать первого века будут исключительно «войнами за сырье» - ошибочны.

По крайней мере, Российская Федерация с подобного рода проявлениями пока что не сталкивалась.

А все «экономические конфликты», в которых наша страна участвовала, скорее можно определить не как «войны за сырье», а как «борьбу за транзит».

Украинская и белорусская «трубы» (помните крики Польши?). Всплывший опять в последнее время самочинный туркмено-азербайджанский проект транскаспийского трубопровода. Замена прибалтийских портов терминалами в Ленинградской области. 

И так далее. Даже «конфликт» с Грузией, который, безусловно, большей частью был вызван причинами очевидно гуманитарного характера – это еще и транскавказский транспортный коридор. Контроль над ним, в конце концов, жизненно необходим нам хотя бы для того, чтобы закончить раз и навсегда разговоры обо всяких дурацких «Набукко».

А ещё - включить в единое экономическое пространство Армению, которая вроде не против  - мешает только отсутствие общих границ.

Поэтому напряженность вокруг развития «Северного морского пути» - будет несомненно.

Пикеты, демонстрации, шумиха в СМИ. Ламентации по поводу уникальной экосистемы Арктики. Плач о судьбах брачующейся фауны, которой будут мешать брачеваться идущие мимо суда. Сенсационные расследования о том, что всё это попил, а на самом деле никакого Северного морского пути нет и быть не может. Ну и так далее.

Я просто вижу, как защитники Химкинского леса легким движением руки преображаются в каких-нибудь «друзей ластоногих оленей».

Всё это нам гарантировано просто потому, что Северный морской путь пролегает исключительно через территориальные воды России. И использование собственной территории по своему собственному усмотрению является суверенным правом нашей, как ни крути, все-таки великой страны.