Явлинский о демократии, законе и дорогах в России

Может ли в России честный человек быть избран во власть? На этот вопрос в беседе с ведущим программы "Вести в субботу" Сергеем Брилевым отвечает лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский.

- В России демократический контроль возможен вообще? Мы для демократии страна подходящая?

- Значит, вопрос о том, можно ли выбрать честного человека? Ответ на этот вопрос такой. Если процедура выборов честная, то, конечно, можно выбрать и честного человека. И именно его и выберут. Даже в наших законах широко описано, что запрещен подкуп, запрещено запугивание. Ну, если вы в состоянии обеспечить процедуру без запугивания и подкупа, а это и есть честные выборы, то получите честный результат. Вот, собственно, и все. Это и есть гражданский контроль. И вторая особенность, это местное самоуправление. Если местное самоуправление реально избирается и опять же по честному, а не представляет собой вертикаль, которая обслуживает начальников, от губернатора, там, или еще кого-то, то вся эта система будет работать.

- Григорий Алексеевич, большой историей этой недели является приговор по делу Свиридова. Присяжные решили, что (обвиняемые) виновны. Там ведь есть такой момент, что, опираясь на процессуальные детали, адвокаты обвиняемых могут в принципе, в теории сейчас привести к тому, что будет даже повторный процесс с новыми присяжными и так далее. Ну, наверное, надо в данном случае следовать юридической логике, как она там будет развиваться. А вот, скажем так, морально-этические выводы из этого процесса какие вы для себя делаете?

- Ну, прежде всего я считаю, что это правильно, что вопрос рассматривается как уголовный процесс. Кроме того, у меня, например, нет сомнений, что привлечены реально причастные к событиям люди. Ну а что касается процедуры, процессуальных аспектов, то они должны быть полностью выдержаны.

- Это я сразу оговорился. А вот что касается морально-этических выводов. Вот сейчас эти люди сядут в тюрьму. Судя по всему, все к тому. И вот, как вы думаете, это как повлияет на тех наших с вами соотечественников, которые, принадлежа несколько иной культуре, чем московская, приезжают сюда. И поступают, ведут себя так или иначе. Это их испугает, это их заставит задуматься о том, как дальше жить, это их спровоцирует?

- Смысл этого сигнала должен быть в том, что закон одинаковый для всех на всей территории нашей страны.

Вообще говоря, все национальные проблемы это проблемы единства закона для всех и коррупции. Вот если эти проблемы снимаются, то в нашей стране сами межнациональные столкновения переходят просто в совершенно иную плоскость.

- Вы реально так думаете?

- Я просто в этом абсолютно убежден. Они, конечно, могут существовать. Но сегодня напряжение, ну, скажем, по Свиридову, там же в чем была проблема. Там была проблема в том, что люди не поверили решению следственных органов, когда они отпустили очевидного виновного. При этом соглашусь с вами, что национальность, как это ни странно на первый взгляд, вторична. Потому что среди пострадавших москвичей есть армянин.

- Ну, вот.

- Там не в этом дело. Так оно и вообще не в этом дело. Значит, если правосудие по-одному работает на Кавказе, а по-другому работает в остальной России, а по-третьему работает в Москве, то неизбежны стычки, в том числе национальные. Проблема, что закон должен быть одинаковым для всех. Это системная проблема.

- Вот это я и хотел на конкретных примерах, зная программу вашей партии, обсудить. Последнее. Вы можете в меня бросить чем-нибудь тяжелым, но мне не нравится инициатива вашей партии, которая призывает к пересмотру строительства автомобильных дорог в Подмосковье, чем бы это не оправдывалось. По два, по три часа в пробках ежедневно в моем случае, ну, вот я так живу неудачно, далеко от работы. Давайте все-таки построим дорог побольше. А вы против.

- Да, давайте построим. Только я не буду в этот раз ничем в вас кидать, а скажу вам следующее. Мы предлагаем практическую вещь. Давайте сделаем общественные слушания. Председатель партии Сергей Митрохин уже провел переговоры с Росавтодором. Пусть ваша программа возьмет кураторство, и мы обсудим. Все-таки это 220 километров по нетронутым лесам, да. И если вы думаете, что современная экономика может жить бесплатно за счет экологии, то это не так. И, во-вторых, не уверен, что все специалисты согласятся, что проведение этой дороги решит проблему пробок. Это вопрос еще открытый. Как в Химках, так и здесь надо искать альтернативы.

- Вам пошли навстречу? Будут общественные слушания?

- Да. На днях один из членов руководства Росавтодора ответил нам, что они готовы вести с нами общественные слушания.