Тюркский совет: пока вне политики

Вечером 20 октября 2011 года в Алматы состоялось заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Совета сотрудничества тюркоязычных государств, в котором приняли участие министры иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Турции.

Несмотря на то, что Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств проходит в сложных условиях и сопровождается большим политическими событиями, тем не менее, оформление Совета неуклонно продолжается.
Совет сотрудничества тюркоязычных государств создан в сответствии с Нахичеванским соглашением, подписанным в октябре 2009 года на 9-м Саммите глав тюркоязычных государств. Его создание напрашивалось, поскольку с 1992 года между тюркоязычными странами стало бурно развиваться сотрудничество, появились многочисленные организации и инициативы, которые были довольно мало связаны между собой и часто действовали разрозненно. Это: ТЮРКСОЙ, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств, Курултай дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и обществ, Союз муниципалитетов тюркского мира, Конгресс социологов тюркского мира, Объединение тюркоязычных новостных агентств, Конференция специальных служб тюркоязычных государств. Уже к 2009 году возникла необходимость как-то объединить и координировать деятельность всех этих и многих других организаций.
Вот такой структурой, которая будет осуществлять эту координацию, и будет выступать Совет сотрудничества тюркоязычных государств. Она пока еще находится в стадии становления и одной из задач Совета министров иностранных дел, состоявшегося в Алматы, заключалась именно в обсуждении путей дальнейшего развития организации. "В ближайшей перспективе для решения поставленных задач нам необходимо активизировать совместные действия по завершению институционализации Совета сотрудничества тюркоязычных государств, заполнению штатных единиц Генерального Секретариата представителями наших стран", - заявил министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов  в своем выступлении. Его позицию полностью поддержал Генеральный секретарь, посол Халил Акынджы: "Мы намерены перейти от слов, охвученных на предыдущих Тюркских Саммитах, и активизировать усилия, а также создать механизмы для полного и взаимовыгодного сотрудничества с участием всех государственных и частных институтов государств-членов Совета".
Сегодня на Саммите Совета тюркоязычных государств будет подписана Алматинская декларация, определяющая основные направления сотрудничества, а также будут утверждены Правила процедуры организации. По словам министра иностранных дел Казахстана, председательство в 2011-2012 годах перейдет к Казахстану, и в рамках этого председательства будет проводиться завершение формирования Секретариата, углубление инвестиционного и культурно-гуманитарного сотрудничества.
Совет сотрудничества тюркоязычных государств - это вовсе не какая-то новая "блоковая" организация. Министр иностранных дел Казахстана подчеркнул: "Важно отметить, что Тюркский совет не направлен против каких-либо третьих стран и в своей деятельности будет полностью привержен целям и принципам ООН, нормам международного права, а также обязательствам, взятым в рамках ОБСЕ и других международных организаций, где представлены наши страны".


Перед Тюркским советом ставятся, главным образом, координационные задачи, задачи придания стройности и единообразия всем тем многочисленным инициативам в области сотрудничества между тюркоязычными государствами. Координация деятельности, конечно, приведет к расширению и развитию инвестиционного, культурного, научного сотрудничества между тюркоязычными государствами.
Однако, Тюркскому совету недолго получится оставаться вне политики. Рано или поздно, скорее рано, деятельность Тюркского совета будет сталкиваться с интересами России, в которой живет значительная часть тюркских народов (примерно четверть от общей численности), и перед которыми стоят сложные вопросы сохранения своих языков, своей культуры, проблемы национально-культурного самоопределения, политического статуса. В России тюркские народы живут в самых разных условиях, от относительно благополучных (как татары или башкиры) до крайне бедственных (как, например, ногайцы). Безусловно, что тюркские народы России будут обращаться в Тюркский совет.
Дальше Тюркский совет попадает в "вилку": не оказывать поддержки тюркским народам в России - значит во многом дискредитировать саму идею единства тюркских народов; оказывать активную поддержку - значит вторгаться в сферу интересов и во внутренние дела России. Пока что далеко не ясно, как эту сложную дилемму предполагают разрешить. На данном этапе развития Тюркского совета - это вопрос будущего, но он уже начнет ставиться в повестку дня через год или два после саммита в Алматы.
Второй вопрос - это уйгурский вопрос и Китай. Здесь ситуация еще более сложная, поскольку речь идет о борьбе уйгуров за политическое самоопределение, и от Тюркского совета также потребуется выражение сколько-нибудь четкой позиции по уйгурскому вопросу, что также является вхождением в сферу интересов и внутренние дела Китая.
Можно, конечно, настаивать на сложившемся формате Тюркского совета, и вести дела только с тюркскими народами, получившими государственную независимость, но и это создает условия для раскола тюркского мира на два лагеря: "государственный" и "самоопределяющийся", причем последний будет значительно радикальнее первого и будет ориентирован на политическую борьбу. Достаточно всего лишь 10-15 лет существования в условиях раскола, чтобы между между тюркскими народами возник новый политический барьер, который будет не менее высокий, чем языковой, культурный и религиозный.
Так что открываемая сегодня организация имеет вовсе не безоблачное будущее и перед ней неизбежно встанут многочисленные и трудноразрешимые вопросы.

Илбек Сибирь