"Поехать на дачу или чтобы нам оторвали голову?.
Давайте проведем небольшой социологический опрос.
1. Что вам больше нравится:
а) вседозволенность;
б) неукоснительное соблюдение правопорядка.
2. На ваш взгляд, насильники, педофилы, убийцы, коррупционеры заслуживают:
а) суровой кары;
б) сочувствия и сострадания.
3. Молодежь, по вашему мнению, следует воспитывать в духе:
а) патриотизма, верности славным семейным и народным традициям, уважениям к старшим;
б) наплевательского отношения к своей истории, презрения к родителям и педагогам.
4. Как вы считаете, государство и общество должны поощрять и поддерживать:
а) семейные ценности, ответственность родителей за будущее детей, супружескую верность;
б) половую распущенность, всевозможные извращения.
5. Какими должны быть средства массовой коммуникации:
а) разнузданными охотниками за сенсациями и «клубничкой», сеятелями лжи, смакующими дешевые сенсации и скандалы;
б) честными выразителями мнения общества и его слугами.
6. Вы выступаете за:
а) глумление богачей и чиновников над «простыми людьми», за дальнейшее социальное расслоение;
б) за социальную справедливость.
7. Каким должно быть, по-вашему, государство:
а) «ночным сторожем», охраняющим покой воров-олигархов;
б) покровителем и защитником интересов самых слабых и обездоленных.
8. Высшей целью человеческого существования является, на ваш взгляд:
а) иметь много денег, чтобы вкусно жрать и мягко спать;
б) любить, быть любимым, иметь любимую работу и приносить пользу своей стране.
Нет, пожалуй, не стоит проводить такой социологический опрос, напоминающий слова героини Фаины Раневской: «Девочка, что ты хочешь – поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову?». Ответ нетрудно предсказать. Народные массы – за все хорошее и против всего плохого. Собственно, на этой волне негодования, как минимум сильнейшего недовольства несправедливостью, всеобщим обнищанием и неспособностью власти справиться с кризисом, с разгулом преступности и проч. – и приходят к власти радикалы и экстремисты. Они обещают навести порядок до очевидности простым и напрашивающимся методом: всех злодеев – к ногтю! И чтобы не путались под ногами всякие слюнтяи-правозащитнички!
Иногда, и даже часто, новая власть пользуется поддержкой большинства измученного, усталого от всех неурядиц народа. Иногда, и даже часто, новой власти действительно удается «железной рукой» навести порядок.
Но…
Давайте проведем другой соцопрос.
Считаете ли вы нормальным, когда государство устанавливает, что такое патриотизм, и требует, чтобы все граждане были патриотами по единому государственному образцу?
Способствует ли, на ваш взгляд, развитию традиционной русской духовности и нестяжательства, высочайшей культуры и глубокого религиозного чувства бесконечное стояние в очередях за отдельными видами продовольственных продуктов и товаров первой необходимости?
Хотите ли вы, чтобы широкая общественность и государство бесцеремонно контролировали вашу личную жизнь, публично обсуждали ваше поведение и нравственный облик?
Согласны ли вы во имя торжества социальной справедливости предоставить прокуратуре, полиции и ФСБ право без лишних проволочек и судебных тяжб расстреливать особо опасных преступников?
Готовы ли вы стать одной из тех щепок, что неизбежно полетят в процессе массовых репрессий?
Какими вы хотите видеть средства массовой информации – интересными, раскованными либо скучными пропагандистами казенной идеологии?
Как видим, по сути это те же вопросы, только повернутые иным боком, с противоположными ярлыками.
- Знаем мы вашу «свободу личности». За ней прячется наглая вседозволенность и безответственность!
= Знаем мы вашу «беспощадную борьбу с преступностью»! За этим скрывается полицейский произвол!
И выясняется, что «однозначно выраженное» общественное мнение не так уж однозначно. Ибо мы хотим одновременно плохо совместимых вещей:
- чтобы в магазинах все было, но чтобы не господствовали потребительские настроения:
- чтобы не было коррупции, но чтобы в вопросах, затрагивающих наши интересы, с представителем государства «можно было договориться».
- чтобы государство больше помогало нуждающимся, но не драло высоких налогов;
- чтобы полиция не цацкалась с преступниками, но чтобы нас самих и ваших сыновей в ментовке не били;
- чтобы родная армия внушала трепет врагам, но чтобы наших сыновей туда не брали.
И так далее.
И в обществе нашем, и в душе отдельно взятого гражданина мирно уживаются желание радостно повиноваться доброму царю (любимому начальству), ощутить себя частью Великой Силы, чувствовать себя под защитой мощной Державы, гневно осудить вместе со всей общиной-коллективом того, кто много о себе воображает и выпендривается. И в то же самое время со смаком и без опасения за последствия пройтись матерком по адресу доброго царя и любимого начальства, даже любимой страны, проявить свою неизбывную волюшку, да, в конце концов, выпендриться, продемоснтрировать свою особость и независимость, наплевав на мнение родного коллектива.
Логика говорит: «Да – нет, или – или». А психология возражает: «И так – и эдак
Мы, т.е. общество, пребываем то в одном настроении, то в другом, в нас преобладают то космополитично-вольнодумные, то державно-патриотические подходы.
Человеку свойственно уставать от прозы жизни, отсутствия высокой цели, потребительства. Человеку время от времени остро необходима жертвенность, экстаз, упоенье битвой жизни. Либеральная демократия, с ее вседозволенностью, распущенностью, примиренческим отношением ко всякой мерзости, коррупцией – до предела утомляет. Но, к счастью, от нее возможен переход под «железную руку», которая наведет порядок и повсеместно установит социальную справедливость, провозгласит национальную идею и потребует патриотического воодушевления на каждом рабочем месте.
Но от жертвенного фанатизма, от небывалого и непрерывного трудового и политического подъема, беззаветного героического служения народ устает не меньше, чем от погони за наживой и бездуховного потребительства. И мы начинаем тосковать по свободе и правам человека, по бесконтрольности личной жизни, по пикантным фильмам… Но – дело сделано, пути назад отрезаны. К сожалению, обратный переход от режима «твердой руки» к гражданским свободам оказывается куда более тяжелым и болезненным.
Я полагаю, если бы маг-волшебник в один миг вернул бы нас в славные и великие времена Сталина, столь любимого миллионами трудящихся… В те времена, когда царили порядок и социальная справедливость, и Россию весь мир уважал и боялся, а колхозники с песнями шли на работу…
Вам не кажется, что уже через несколько часов, самое большее через сутки миллионы трудящихся запросились бы обратно. В эту неустроенную, коррумпированную, распущенную сегодняшнюю Россию…
Комментарии
Комментарий удален модератором