Левит: 20,13
На модерации
Отложенный
Джотто. Плачущий ангел из капеллы Скровеньи. Деталь панели "Распятие".
Когда я был студентом, у нас была очень красивая и главное - умная преподавательница философии. Я в неё просто влюбился и пожирал её глазами на лекциях. Она, конечно, видела мои обожающие взгляды и на экзамене поствила мне отлично автоматом, что меня огорчило, потому что философию я любил и мог разлагольствовать часами на разные философские темы, а мне так хотелось её очаровать своим умом и знаниями! Так вот, подхожу я к этой тётке на перемене и спрашиваю, а какое сечас самое крутое направление в философии на западе? Отна улыбнулась и ответила: герменевтика. С тех пор я занимаюсь герменевтикой, и с успехом. К чему это я? Если бы меня сегодня влюблённая в меня студентка (к сажалению, мне запрещено читать лекции) задала тот же вопрос, я бы ответил: логика норм. Это действительно авангардное, прорывное направление науки, и чем оно особенно привлекательно, здесь как в поэзии ничего кроме ручки и листа бумаги не нужно. Никакой лаборатории, никаких специальных приборов - твори науку, имея ум! Но это направление сильно не афишируют. В университетах логику норм преподают, наверное, только столичных, да и то лишь правоведам. То, что сейчас творится в этой науке, я бы сравнил с тем, что творилось в общественном сознании ХIХ века после появления трудов Маркса. Я не буду в короткой заметке затрагивать все аспекты разгоревшейся полемики. Я позволю себе привести две цитаты из своей диссертации "Поэтка выбора" (есть в Яндексе), чтобы читатель понял, о чём идёт речь в сонете:
Возможность или невозможность определения нормативного высказывания как имеющего или не имеющего истинностное значение является фундаментальной философской проблемой, породившей дискуссию среди логиков и философов. Краткий очерк этой дискуссии содержится в книге А.А. Ивина "Логика норм" (53): "Начало дискуссии о возможности логики норм положил датский философ и логик Й.Йоргенсен. Поставленная им проблема вошла в историю логики под именем "дилемма Йоргенсена". Существо ее в следующем. Логическое следование принято определять в терминах истины (лжи) и несовместимости: заключение следует из множества посылок, если и только если истинность посылок несовместима с ложностью заключения.
Императивы не обладают истинностным значением, поэтому они не могут влечься другими предложениями и, следовательно, не могут быть заключениями логических выводов. Они не способны быть даже посылками таких выводов, так как и посылки должны иметь истинностное значение" (53,с. 7).
А вот другое изложение этой же проблемы в трактовке фон Вригта: "Трудность философского характера, связанная с понятием "логика норм", заключается в следующем. Предполагается, что логику интересуют такие отношения, как следование (логическое следствие) или совместимость и несовместимость сущностей, которые она изучает. Что означают эти отношения, наиболее естественно объясняется с помощью понятия истины и различных истинностно-функциональных понятий. Например, то, что одно логически следует из другого, "означает", по-видимому (нечто вроде того), что если последнее истинно, то первое тоже должно быть истинным... Однако среди философов существует распространенное, если даже не всеми разделяемое, мнение, согласно которому нормы не имеют истинностного значения, не являются ни истинными, ни ложными. Значит, по меньшей мере сомнительно, могут ли нормы иметь "логику", - можно ли, например, говорить, что одна норма логически следует из другой нормы ... Эти мыслители относили нормативные рассуждения к "атеоретическим", а иногда даже говорили, что они "бессмысленны". Нормы уподоблялись императивам, суждениям-оценкам, восклицаниям, то есть сущностям, о которых нельзя вполне ясно сказать, что они имеют истинностное значение" (29,с. 291).
34.4.
Позитивист логический! Ты прав
В том, что императив отдельно взятый
Лишён порою логики. Завзятый
Однако спорщик я в области прав.
"Разрешено, что не запретно," - здрав
Вывод? - И скептик скажет "да" предвзятый,
Хоть не императив это нельзятый,
Но тоже норма... Тельник разодрав
На грудях волосатых, бо взбесили
Меня их правознавцы, вопрошу:
"Что не отменено - осталось в силе?"
Коль "нет" скажу, то сильно согрешу.
Тогда доколе будете вы над ссать
Нормой моей Левит: 20,13*?!
*Библия. Книга Левит. Глава 20, стих 13:
Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.
УПО: А хто лежатиме з чоловіком як із жінкою, гидоту вчинили обоє вони, будуть конче забиті, кров їхня на них!
KJV: If a man also lie with mankind, as he lieth with a woman, both of them have committed an abomination: they shall surely be put to death; their blood shall be upon them.
Комментарии