В беспорядках на Манежной подсудимые обвинили ОМОН

Суд заслушал главных обвиняемых по делу о беспорядках на Манежной площади. Они отвергли обвинение в том, что являлись зачинщиками стычек, и рассказали об агрессивных действиях бойцов ОМОНа
В Тверском суде Москвы на процессе по делу о беспорядках на Манежной площади сегодня, 18 октября, допросили главных обвиняемых. Участники незарегистрированной партии Другая Россия Игорь Березюк, Кирилл Унчук и Руслан Хубаев отвергли обвинение в том, что являлись одними из зачинщиков стычек граждан с сотрудниками ОМОНа. По версии подсудимых, они лишь оборонялись от агрессивно настроенных полицейских.
Процесс длится с августа этого года. Поддержать подсудимых во вторник в суд приехал лидер Другой России писатель Эдуард Лимонов. Его сопровождали два соратника, внешне больше похожие на телохранителей. Допрошенный на минувшей неделе в качестве свидетеля, Лимонов подчеркнул, что партия не имела отношения к случившемуся, а активисты Другой России приехали на Манежную площадь по собственному почину. Партия даже никогда не участвовала в Русских маршах, это не наш профиль. Просто ребята - футбольные болельщики. У меня у самого дома кубок стоит. Если бы я был в их возрасте, то тоже пошел, - признался Лимонов BFM.ru. Он напомнил, что к тому времени в стычке с кавказцами уже погибли два спартаковских болельщика: 10 июля 2010 года возле станции Чистые пруды был убит Юрий Волков, а в ночь на 6 декабря на Кронштадтском бульваре застрелили 28-летнего Егора Свиридова.
Напомним, последний инцидент и вылился в массовые беспорядке на Манежной площади. В них, по некоторым данным, приняли участие до 10 тысяч человек - это были в основном футбольные фанаты и националистически настроенные граждане. Правда, перед судом предстали только пятеро, в том числе трое активистов Другой России, которые считают свое дело политическим. По мнению лидера Другой России, активисты незарегистрированной партии были назначены обвиняемыми, так как находятся в картотеках МВД и ФСБ.
Беспорядки по версии подсудимых
Чтобы рассказать о случившемся 23-летнему Игорю Березюку потребовалось не больше пяти минут. По словам подсудимого, 11 декабря он отправился на Кронштадтский бульвар, чтобы почтить память Егора Свиридова. Купил цветы, возложил их на месте гибели, а затем переместился на Манежную площадь. Там звучали выкрики в основном о том, чтоб наказать убийц Свиридова, - продолжил рассказ подсудимый.
Он заверил, что первым не нападал на сотрудников ОМОНа, а лишь защищался от действий агрессивно настроенных спецназовцев.
Березюк категорически отверг обвинение в нападении на сержанта ОМОНа Наумова. Подсудимый утверждал, что тот первым замахнулся на него дубинкой. Я увидел такого космонавта, закованного в латы, который махал кайлом. Убегать было поздно и некуда. Пришлось взять его на захват, снять шлем. Я не знаю, в связи с чем он кинулся на меня, - описал происходившее Березюк. Вскоре на помощь полицейскому подоспели коллеги. Они били куда попало, - заявил подсудимый. А на вопрос гособвинителя Алексея Смирнова о том, считает ли он действия Наумова противоправными, ответил так: Я оборонялся.
Березюк также опроверг утверждение о том, что заранее договорился с другими подсудимыми встретиться на Манежке. А как вы можете объяснить, что у вас были телефонные соединения с ними в это время? - привел аргумент прокурор. На что подсудимый, по сути, обвинил следствие в фальсификации доказательств, сказав, что никогда не использовал тот номер, который указан в материалах дела.
Березюк также выразил несогласие и с обвинением в вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность (статья 150 УК). По версии следствия, именно он снабдил мегафоном 15-летнего Илью Кубракова и дал ему полторы тысячи рублей для того, чтобы тот выкрикивал в громкоговоритель экстремистские лозунги.
Березюк напомнил, что допрошенный ранее в суде в качестве свидетеля Кубраков отказался от показаний, которые дал на следствии, и заявил, что оговорил подсудимого.
Прогулка по площади из любопытства
Еще один активист Другой России Кирилл Унчук заверил, что оказался на Манежной площади случайно. По его словам, он работал курьером и возвращался из обувного магазина, расположенного неподалеку от Красной площади. Его заинтересовала собравшаяся на площади толпа и он решил узнать, по какому поводу. Неожиданно Унчук встретил Игоря Березюка. Я увидел избитого Игоря, мы пошли узнать, за что бьют, но внятного ответа не получили. Я тоже получил по голове, - рассказал Унчук. Он утверждал, что ОМОН вел себя агрессивно, а сам он присоединился к участникам акции из чистого любопытства.
Подсудимый уверял, что не организовывал толпу на прорыв милицейского оцепления, не кидал в полицейских металлических ограждений и елочных шаров и не выкрикивал националистических лозунгов. Москва для москвичей я не кричал, так как сам москвичом не являюсь, - пояснил подсудимый. При этом он заявил, что стал свидетелем того, как сотрудники милиции избивали безоружных граждан.
Унчук утверждал, что после предъявления ему обвинения в конце декабря оперативные сотрудники оказывали не него давление, требуя оговорить себя и Игоря Березюка. Меня шесть часов держали в наручниках, всячески прессовали и обещали неприятности, - пожаловался подсудимый, добавив, что полицейские сдержали слово - в конце марта его заключили под стражу.
Третий подсудимый, тоже активист Другой России Руслан Хубаев прежде, чем дать показания, попросил продемонстрировать ряд фотографий с событий на Манежной площади, которые есть в материалах дела. Суд просьбу удовлетворил, процедура затянулась до глубокого вечера. С помощью снимков подсудимый пытался доказать неправомерное действие ОМОНа. Вот они замахиваются на девушек, а вовсе не рассказывают, как пройти в библиотеку, вот применяют насилие к пожилому человеку, вот бьют прохожего по ногам, - комментировал снимки подсудимый.
Отметим, что общую позицию фигурантов дела во вторник в суде подтвердил Георгий Боровиков. Вызванный по ходатайству защиты очевидец рассказал, что никаких конкретных поводов для избиения людей у полицейских не было. Да, люди кричали, были чем-то возмущены, но никакой агрессии я не видел, - рассказал свидетель. Он отметил, что напряжение на площади возникло, когда подъехали машины с бойцами спецназа, которые стали врезаться в толпу и бить людей.
Отметим, что ранее суд уже допросил двух других подсудимых - преподавателя восточных единоборств детско-юношеской спортивной школы Медведково Леонида Панина и неработающего москвича Александра Козевина. Они также заявили, что не нападали на стражей порядка, не призывали бить ментов, а лишь оборонялись от их агрессивных действий. При этом Александр Козевин сказал, что раскаивается в случившемся.
На момент написания статьи заседание еще продолжалось. Впрочем, по мнению Эдуарда Лимонова, исход дела уже предрешен: приговор будет обвинительным и очень суровым. Это в традициях российского суда - не оправдывать, - сказал он.
По мнению участников процесса, скорее всего, разбирательство завершится уже в ближайшее время. Приговор огласят вскоре после вынесения в Мосгорсуде вердикта шестерым уроженцам Кавказа, которых судят за убийство Егора Свиридова. Ожидается, что решение по этому делу присяжные вынесут уже завтра, 19 октября.