Кудрин предложил пять антикризисных мер для России
На модерации
Отложенный
Бывший министр финансов Алексей Кудрин, публично выразивший несогласие с курсом президента, изложил свое видение рисков бюджетной политики РФ. Кроме того, Кудрин считает необходимым реалистично оценить риски новой волны кризиса и возможным — предпринять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России.
«Сложное сочетание внутриполитических мотивов и пока еще относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры разворачивает отечественное правительство к проведению рискованной экономической политики. Впрочем, необходимые для корректировки этого курса инструменты у него есть, нужно лишь определиться с приоритетами. А вот времени на это почти нет», — пишет экс-министр Кудрин в своей статье в газете «Коммерсант» сегодня.
По мнению экс-министра, повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности — все это абсолютно правильные задачи, которые должна ставить перед собой ответственная государственная власть. «Включив фантазию, можно даже представить себе, как должны выглядеть условия, при которых все эти задачи можно решать одновременно. К сожалению, сейчас у нас за окном совершенно другая картина», — отмечает он.
Первое, что необходимо сделать, по мнению Кудрина, вновь поставить себе целью обеспечение бездефицитности федерального бюджета при цене 90 долл. за баррель в 2015 году. «В крайнем случае, с учетом того, что за последний год были приняты решения о больших бюджетных обязательствах, у которых есть собственная инерция, можно поставить промежуточную цель: добиться к 2015 году сбалансированности бюджета при 100 долл. за баррель, отодвинув главную цель на 2017 год», — пишет он.
Второе, пишет экс-глава Минфина, следует точно определить правило расходования нефтегазовых доходов, поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов. «Его выполнение существенно увеличит устойчивость макроэкономики. По сути, уровень сбалансированности при определенной цене на нефть и есть ориентир для такого правила, но оно должно быть закреплено в Бюджетном кодексе, как это было до кризиса, а правительство не должно от него отклоняться при внесении бюджета в парламент, какие бы важные задачи еще ни ставились», — считает он.
Третье на чем настаивает бывший глава Минфина — пересмотр наращивания военных расходов, как по оснащению, так и по денежному довольствию. «В существующей военно-политической ситуации целей перевооружения можно достичь не за 10, а за 15 лет», — пишет он, добавляя, что на первом этапе повысить денежное довольствие можно не в два раза (при двукратном увеличении совокупное денежное довольствие и пенсии военных вырастают за 10 лет на 12 трлн руб.), а в полтора, вернувшись к дальнейшему повышению, когда минует угроза кризиса, и сопроводив дополнительными решениями по оптимизации численности.
Четвертое. Уже в следующем году нужно определиться со стратегией в вопросах социального и пенсионного обеспечения, чтобы рассчитать использование всех ресурсов и предусмотреть более активное вложение средств в программы развития. «Не исключаю того, что придется ограничить индексацию пенсий только инфляцией — до момента ликвидации дефицита Пенсионного фонда», — поясняет он.
Пятое, пишет Кудрин, необходимо программно определить целью снижение бюджетной нагрузки к ВВП, то есть снижение расходов и неповышение основных налогов. (Практически все успешные примеры догоняющего развития в постиндустриальном мире происходили в странах с бюджетной нагрузкой ниже, чем в самых передовых.) А также — сохранение низкой инфляции, с дальнейшим ее снижением до 4–5% в 2014 году и до 3% впоследствии.
«Сейчас Россия стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики — не на базе роста спроса, подогретого вливаниями „нефтяных“ ресурсов, а на основе роста частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями», — пишет Кудрин.
Впрочем, поясняет он, всерьез надеяться на развертывание масштабного процесса модернизации можно будет только в том случае, если эти инвестиции захотят прийти во все отрасли и процесс этот станет массовым как для малого, так и для крупного бизнеса.
Комментарии