Минэнерго: корректировка законодательной базы откроет рынок для частных инвестиций
На модерации
Отложенный
К такому выводу пришли эксперты и представители соответствующих госструктур по итогам работы второго всероссийского энергетического форума, прошедшего в городе Ярославле.
Удручало то, что федеральные чиновники, отвечающие за энергетику, не смогли принять участие в мероприятии, тогда как жалоб и предложений у региональных властей накопилось немало.
Бурно обсуждались в основном две темы - перспективы развития малой и распределенной энергетики для нужд бизнеса и удаленных населенных пунктов, а также способы повышения энергоэффективности сетевых и коммунальных хозяйств в регионах.
В частности, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков сетовал на то, что изменения в структуре региональной экономики требуют создания гибкой, мобильной, эффективной инфраструктуры энергетики. Он отметил, что в его области на предприятиях малого и среднего бизнеса заняты почти 20 процентов от общего числа работающих. А доля этих предприятий в общем объеме производства уже достигла почти 25 процентов. При этом для их развития и окупаемости затрат нужны особые условия энергоснабжения, чего технически не способна им дать "большая" энергетика.
Почему? Во-первых, федеральные тарифы слишком высоки для мелких и средних компаний. Это не дает им возможности в обозримой перспективе самоокупиться. При этом и население отдаленных деревень остается "неподпитанным", поскольку тянуть провода в подобные населенные пункты энергетикам невыгодно.
Выход: малому потребителю - малую электро- и теплогенерацию. Этому сектору энергетики, к счастью, в этом году стало уделяться со стороны правительства и энергокомпаний повышенное внимание. Импульсом послужила активизация выполнения федеральной программы по энергоэффективности. Ведь очевидно, что сжигать топливо на "больших" генераторах для нужд малого потребителя в лице бизнеса и населения затратно для всех участников рынка.
Но тут возникает вопрос: "За чей счет поднимать малую энергетику страны?". Очевидно, что в этом, прежде всего, заинтересован сам бизнес. А потом уже государство, с точки зрения наполнения налогами от малого и среднего бизнеса госказны. И, отчасти, с точки зрения решения острых социальных вопросов малозаселенной территории. Кстати, это более 70 процентов России. Должна быть достигнута и важная стратегическая цель - возможность снабжать током и теплом богатые углеводородами районы, готовящиеся к освоению и созданию там производственной инфраструктуры.
Бизнес, кстати, готов строить малые генерирующие станции вблизи потребителей, но для этого правительству нужно доработать законодательную базу, чтобы новые правила рынка стали для малых энергокомпаний более понятными, прозрачными и привлекательными для инвестирования. В первую очередь, считает губернатор Ярославля, необходимо дать существующим малым станциям возможность недискриминационного доступа к существующим сетям.
"Малым генерирующим компаниям очень часто отказывают в доступе к подключению в электросистему страны. Причина: их мощностей не хватает, чтобы Системный оператор осуществлял их мониторинг и контроль. Это может грозить снижению надежности всей электросетевой системы страны", - пояснил "РГ" руководитель департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики Российского энергетического агентства при Минэнерго РФ Алексей Туликов (РЭА). И, даже если показатели выработки энергии этих станций соответствуют техническим требованиям по подключению, малому и среднему бизнесу оказывается не под силу оплатить высокую стоимость своего подключения к электросетям.
Однако ситуация для этих инвесторов скоро должна значительно улучшиться, обещают парламентарии. По инициативе минэнерго и региональных властей к концу года начнется реализация федеральной программы по развитию малой и распределенной энергетики на перспективу до 2020 года. Но сначала, рассказал Туликов, парламент и потом правительство должны доработать нормативно-правовую базу рынка. Кстати, проект внесения поправок в существующие нормы подключения, создающий льготные условия малым генерирующим компаниям, недавно одобрен Госдумой во втором чтении.
Но совершенно очевидно, уверены участники ярославского форума, что малая энергетика страны не может существовать без сильной, крупной генерации. В своем выступлении на форуме замгенерального директора РЭА Алексей Полещук удачно сравнил энергосистему России с баскетбольной сборной. "Она состоит в большинстве своем из рослых игроков. Но всегда привлекается игрок небольшого роста, способный "отрабатывать" подборы мячей и давать результативные передачи", - объяснил чиновник.
Тем не менее, если государству удастся "испечь пряник" для небольших энергокомпаний, делающих ставку на инновационные технологии, без давно назревшей модернизации "гигантов" с их электро- и тепловым хозяйством - рано или поздно система потеряет, в лучшем случае, рентабельность. В худшем - конкурентоспособность, что автоматически ударит по национальным интересам и всей экономике страны. И первым, кто почувствует это, будут население и производство всех категорий, когда оно больше не сможет брать на себя растущую нагрузку, закладываемую в тарифах на энергию.
При этом ее цена и так будет возрастать, поскольку добывать углеводородное сырье становиться технологически все сложнее и дороже. И логично, что без улучшения показателей по энергоэффективности, такие опасения станут реальностью.
Тут возникает вопрос и консолидации сетевого хозяйства - у нынешних владельцев нет экономических стимулов бороться с потерями и вкладывать средства на ремонт и переоснащение оборудования.
Ну а самая большая доля - 40 процентов всех энергопотерь - наблюдаются в системе ЖКХ. Это головная боль для большинства регионов: где найти средства финансирования столь убыточного, но социально значимого сектора? Очевидно, что львиной долей должны быть внебюджетные средства, скажем, по схеме государственно-частного партнерства. Здесь государство гарантирует инвестору возврат средств. Но пока этот механизм отлажен не до конца и не обеспечивает в том числе достаточную гибкость кредитных программ для того же малого бизнеса.
Напомним, что задачу модернизации, повышения КПД выработки и потребления, то есть сокращения энергопотерь призван закон "Об энергоэффективности", вступивший в силу в 2009 году. Но пока эксперты видят его "сырым", а регулируемый им рынок - слишком неразвитым и непривлекательным для бизнеса.
Хотя говорить о том, что работа над его усовершенствованием ведется медленно, было бы неправильно. "Мировая практика показывает, что формирование рынка энергоэффективных технологий и сервисов нового поколения и стандартов занимает от двух до трех лет. И Россия не отстает от развивающихся стран по темпам развития отрасли", - уверен Алексей Туликов.
По данным РЭА, которому Минэнерго поручило практическую реализацию закона, на сегодня выпущено более 30 новых подзаконных актов. А на доработке находятся еще ряд предложений, главная задача которых - улучшение сферы энергоаудита, энергосервиса и установки приборов учета.
А пока получается, что потребителей и энергетиков из-под палки заставляют проводить оценку состояния своих объектов, а потом их ремонтировать, что, как правило, ограничивается "заклеиванием" окон и смене лампочек "Ильича". И очевидно, что нужных результатов так не достичь.
Во-первых, говорят в РЭА, нужно избавить рынок энергоаудиторских услуг от переизбытка предложения, основу которого составляют 111 саморегулируемых аудиторских организаций с более чем 5000 членами. Однако только 50 процентов из них обеспечены работой. При том, что и нужной квалификацией обладают далеко не все из них. Поэтому стоит задача усилить госконтроль, упростить процедуру обязательного учета данных по энергоэффективности объектов, исходя из показателей по их потреблению, а не производить ее одинаково для всех, как это делается сейчас. Это слишком затратно и долго.
Также, уверяют в РЭА, полезно будет более системно проводить консультацию властей в регионах и донести мысль: повышение энергоэффективности не может быть дешевой и осуществляться "дилетантами". В среднем, речь может идти о 100 или даже 500 миллионов рублей за энергоаудит отдельного объекта, но пока не все готовы к таким вложениям. Подобное отношение и к квалифицированным ремонтным работам. Словом, пока нет особого рвения вкладывать в сектор средства, которые смогут окупиться в среднем только через 5 - 10 лет, при том, что многие потребители еще не избавились от задолженности по оплате электричества и тепла.
Однако, сообщают в РЭА, это не помешало принять на данный момент 100 процентов региональных программ, хотя многие из них требуют существенной доработки - только 5 из 83 удовлетворяют всем требованиям. Это показал анализ заявок регионов на получение государственных субсидий. Кстати, размер которых будет зависеть от готовности конкретного региона представить госорганам всю необходимую документацию по энергопотерям своих объектов и грамотно составленное технико-экономическое обоснование своей программы: что нуждается в ремонте и модернизации, сколько это будет стоить, и как регион планирует привлекать частные инвестиции? Так, государство избавляет себя и инвестора от лишних рисков. При этом стоит упомянуть, что общие ежегодные расходы федерального бюджета на повышение энергоэффективности экономики составляет по последним данным 7 миллиардов рублей и останется на этом уровне до 2013 года.
При этом много средств необходимо выделить на оснащение приборами учета всех потребителей. На сегодня уже 73 процента объектов в коммунальной сфере их имеют. Однако все же технические стандарты этих приборов пока до конца не определены, что усложняет их универсальное применение. И это далеко не весь круг технических вызовов отрасли.
Но энергетики и госорганы настроены позитивно. И уверены, что только решив вышеупомянутые задачи, российский ТЭК будет готов к следующему технологическому этапу - массовому внедрению возобновляемой энергетики. А это значит, что у бюджета страны может появиться еще одна "золотая" статья дохода. При этом особые надежды связывают с потенциалом России в биоэнергетике.
Комментарии