Почему нельзя голосовать за Путина

Я не собираюсь полемизировать с теми, кто утверждает, что Путин велик и прекрасен. Их ежедневно опровергает, и будет опровергать объективная реальность. Меня больше интересует позиция тех, кто говорит, что Путин – меньшее из зол. Эта позиция более вредна, поскольку весьма и весьма похожа на правду.
Действительно, если выставить в ряд ныне действующих политиков, на фоне слабовольного Медведева, истеричного и эксцентричного Жириновского, унылого и заплесневелого Зюганова, опереточного масона Богданова, вшивого интеллигента Явлинского и человека-шпалы, друга всех бандитов и садистов Прохорова, Путин выглядит не так уж и плохо. Более того, он выглядит почти хорошо. На первый взгляд, альтернативы Путину действительно нет.

Но первый взгляд не всегда верен. На самом деле, любой из вышеперечисленных, да что там, даже абстрактный Вася-алкоголик, завсегдатай пивного ларька, в долгосрочной перспективе лучше, чем Путин. Почему? Именно это я и попытаюсь объяснить.

Одиннадцать лет правления Путина не привели ни к чему. Единственным положительным итогом можно назвать некоторое повышение уровня жизни. Но не стоит забывать, что этот рост непрочен. Путинская стабильность растает как дым, в случае понижения цен на энергоносители или ином изменении конъюнктуры на мировых рынках. Также часть этого роста – это естественный процесс, характерный для поскризисного периода. Не стоит забывать, что 90-е, которыми нас так любят пугать союзники ЕдРа, были во многом последствием коренного слома системы, и то, что после кризиса наступает возрождение, естественный процесс, никак не связанный с личностью Путина или кого бы то ни было ещё.

Теперь о цене, которую за эту столь превозносимую стабильность пришлось заплатить. Да, я сейчас поведу речь именно о навязшей у всех в зубах вещи – о свертывании демократии. Я не считаю демократию «священной коровой». Я знаю, что есть и другие пути, причем, иногда ведущие к успеху. Китай, пиночетовское Чили, сталинский СССР и даже гитлеровская Германия тому примеры.

Насколько правильны такие пути, и оправдывает ли цель средства – это предмет отдельной дискуссии. В данном случае важно вот что – общество заставляли платить свободой за форсированное развитие. Теперь вопрос – так ли велики реальные успехи путинской России, чтобы оправдать уничтожение демократии? Полагаю, что нет.

За 11 лет в стране была построена так называемая «вертикаль власти». А не далее как вчера господин «пока ещё Президент» Медведев… Как не помните? Ну, кудрявый такой, маленький, тот, у которого сын в «Ералаше» снимался… Вспомнили? Ну, так вот, этот маленький господин сетовал на то, что для корректировки расписания трамваев в соответствии с интересами жителей города, необходимо обращаться к Президенту. И тут Дмитрий Медведев совершил самый храбрый поступок в своей жизни. Он сказал, что это неправильно!

Покусился на вертикаль своего старшего друга. Ведь подобная ситуация и есть апофеоз вертикали, когда нижние звенья боятся проявить любую инициативу. Это вообще характерно для способов управления, когда эффективность оценивается вышестоящими по искусственно заданным критериям, зачастую не имеющим отношения к действительности.

Сама идея выборности местных властей как раз и заключается в том, что эта власть ответственна, прежде всего, перед своими избирателями, то есть местными жителями. Да, эта система в начале правления Путина работала плохо. Более того, она не работала совсем. Но был ли это повод вводить вертикаль? Скажем, у меня не работает компьютер. Я могу попытаться его починить, а могу достать с чердака пишущую машинку. Достать машинку проще и дешевле. И на ней даже можно будет печатать. Но на машинке, что бы я с ней не делал, какие бы усилия не прикладывал, мне никогда не удастся вставить в файл картинку, не говоря уже о том, что она никогда не воспроизведет видеофайл и не запустит какой-нибудь «Контр Страйк». То же и с вертикалью. Эта изжившая себя идея неплоха для решения пары-тройки тактических задач, но для стратегического развития она не то что непригодна, она вредна. Путин пошел (и продолжает идти) по пути наименьшего сопротивления, но это путь в никуда.

Постоянно декларируемая в последние годы борьба с коррупцией также никогда не принесет плодов. И вовсе не потому, что «Путин с друзьями разворовал всю Россию». Об этом пусть Навальный рассказывает, ему для этого 6 миллионов дали.

У меня же нет таких фактов. Может, и не всю. Может и не разворовали. Может, Путин вообще бессеребренник, альтруист и аскет. Не знаю. Дело в другом. Тотальная коррупция выгодна установившемуся режиму мягкого авторитаризма. Она делает репрессии, которые, во-первых, грозят революцией, а во-вторых, плохи для международного имиджа, необязательными.

Когда кругом одно ворье и педофилы можно не бояться за свою власть. История с Ходорковским в этом плане показательна. Всем очевидно, что Ходорковский – политический заключенный. Однако большинство ненавидит его, потому что он вор. Как и любой другой, сделавший состояние в 90-е. Даже вменяемые люди, понимающие политическую подоплеку, вынуждены отмечать, что Ходорковский – не маленькая фея, и что, по сути, он нарушил уголовный кодекс, может быть и не раз. Это и есть проявление «мягкого авторитаризма». Сначала мы позволяем (а иногда и заставляем) всем нарушать закон, и, в случае необходимости, сажаем человека в тюрьму. Нет, что вы, не за несогласие, как вы могли подумать. Просто он вор. Или мошенник. Или педофил.

Честный человек, да ещё и располагающий определенным ресурсом, опасен для власти. Потому что неуязвим. Его можно только убить. Но убить – значит породить мученика. И получить неиллюзорный международный скандал, да такой, что и газовый шантаж не поможет. Тотальная коррупция позволяет держать всех на коротком поводке, не давая ни малейшего шанса на эффективное сопротивление. В купе с принципом «экономии репрессии», заключающемся в относительной свободе слова для тех, чьи слова не важны – для меня, например, это позволяет власти сохранять видимость относительной легитимности и законности.

Теперь о системе ротации. Очевидно, что в каждой игре свои правила. В шахматах важно одно, в футболе другое, в боксе третье. И, соответственно, побеждать в каждой конкретной игре будет тот, кто наиболее приспособлен именно к ней, имеет большую склонность именно к такому, как требуют правила, образу действий. Следовательно, в сложившейся системе тотальной коррупции, вертикали, основанной на боязни инициативы и угодливости начальству, выигрывать будут те, кто играет именно по таким правилам, и склонен именно к подобному образу поведения. То есть дальнейшая деградация властного аппарата, его постепенная эволюция в сторону ухудшения – объективно обусловленный процесс, не зависящий, по сути, ни от воли народа, ни от воли самого Путина.
Таким образом, сложившаяся система не способна к самостоятельному изменению в позитивную сторону, и может только деградировать, вслед за постепенной деградацией самого Путина, связанной как с профессиональной деформацией, так и с возрастными изменениями. Как итог через несколько лет мы получим новое издание позднесоветской геронтократии, осложненное развалом промышленности и технологической отсталостью. Что, в свою очередь, приведет к экономическому и политическому коллапсу и новой революции, которую Россия вряд ли сможет выдержать, учитывая, что в «спокойный период» никакого рывка, аналогичного тому, что происходил в Российской империи при Столыпине или в СССР при Сталине с 1991 года не было и не предвидится, то есть отсутствует запас прочности, необходимый для успешного прохождения «периода смуты».

Именно поэтому каждый год нахождения нынешней правящей элиты у власти губителен для страны. Однако я не считаю правильными попытки насильственного свержения существующей власти. Во-первых, это в настоящий момент представляется невозможным, а во-вторых, как я писал выше, революция и последующий неизбежный кризис переходного периода могут оказаться абсолютно губительными. Стране банально не хватит сил.

Реалистичного, стопроцентно рабочего сценария выхода из ситуации я не вижу. Если бы видел – уже, наверное, выступал бы на площади. Если же выбирать из имеющихся, романтично-наивных вариантов, то, «вариант Навального» представляется мне единственно хоть сколько-то приближенным к реальности и возможным в сложившейся ситуации. Уничтожив монополию Путина на власть, пусть и за счет партий-марионеток, можно изменить ситуацию. Понятно, глупо ожидать от того же Зюганова или Жириновского осмысленных действий в случае победы на выборах. Однако это размоет существующий монолит правящей элиты, расширит круг заинтересованных лиц и даст шанс на спокойное эволюционное изменение существующей системы.