Почему россияне тоскуют по Батьке?

На прошлой неделе в белорусском сегменте Всемирной Паутины родился новый интернет-мем – «тётка в красном». Рождением своим он обязан ролику, размещённому на Youtube, где главной героиней стала странная особа в пальто соответствующего цвета. У ребят, пришедших к посольству РБ в Москве, чтобы выразить солидарность с белорусской оппозицией, эта особа гневно вырвала из рук бело-красно-белый флаг - исторический символ Беларуси - и с гордо поднятой головой устремилась прочь.

Шагая за ней по московским улицам, ребята пытались вызвать возбуждённую тётю на диалог, но та лишь обзывала их мразями, подонками и «провокаторами, отрабатывающими американские деньги», а сам флаг обозначила как фашистский. Пользуясь тем, что тётка увлечена подбором эпитетов, один из парней изловчился и отобрал у неё полотнище. Тогда тётка побежала следом за ним, крича, что её ограбили, и что это - её флаг.

Пикантность ситуации заключается в том, что днём ранее, в Минске, эта же особа участвовала в пресс-конференции Александра Лукашенко для региональных российских СМИ, где корила белорусов за их преступную неблагодарность по отношению к своему президенту и тому раю, который он для них создал.

Благоговейное отношение россиян к белорусскому лидеру давно ставшее притчей во языцех, обретает в последнее время совсем уж анекдотические формы. И ладно бы этому веянию поддавались лишь малахольные тётки с периферии! Дискуссия на тему «Лукашенко - президент России: почему бы и нет?» развернулась недавно даже на сайте такого либерально ориентированного журнала как «Сноб». И хотя большинство участников спора назвали озвученную идею абсурдной, само кочевание её из уст в уста - симптоматично.



Естественно, граждан, живущих в «белорусском раю» и хорошо знающих цену этому «раю», такие тенденции не могут не раздражать. Загадочная русская душа, тяготеющая к сильной руке белорусского правадыра, вызывает массу вопросов у европейски настроенных жителей Синеокой, главный из которых: «За что?»


Вот за что, за какие такие присмаки, загадочная душа россиянина любит того, кого на дух не переносит транспарентная душа европейца? Неужели за флёром пресловутых «чистых улиц и ровных дорог» наши восточные соседи не замечают более важных вещей - подавление гражданских свобод, пренебрежительное отношение к правам человека, социально-экономический утопизм, да и просто торжество дремучего хамства? Эксперты, привыкшие к радикальным выводам, говорят о «природной тупости и быдловатости» наших соседей, но такое неполиткорректное объяснение ничего не объясняет, а только запутывает вопрос.

Да, среди российских фанатов Батьки и, правда, хватает людей неадекватных. Но давайте выведем за скобки всех этих апологетов сталинизма с одной извилиной в мозгу, всех кликушествующих ура-патриотов, заскорузлых ксенофобов и борцов с «мировой закулисой», посыпающих головы пеплом то по Саддаму, то по Каддафи. Выведем и попытаемся понять, почему даже вполне нормальные, без лишних тараканов под черепом, граждане России, нет-нет, да прольют слезу умиления, заслышав голос Батьки. На мой взгляд, здесь можно выделить три основных момента.

*   *   *

 

* * * Информационный дисбаланс. Что вообще рядовой россиянин знает о реальной жизни в Беларуси? Да практически ничего. Удельный вес белорусской тематики в информационном поле России едва ли дотягивает и до 1 процента. Да и львиная доля этого процента приходится на репортажи различных ультра-патриотических СМИ, чьих журналистов официальный Минск ежегодно приглашает в пресс-туры по Синеокой.

Во время этих туров гостей возят по «потёмкинским деревням», щедро демонстрируя фасад белорусской действительности и тщательно маскируя её задник. Приезжая домой, россияне потом взахлёб рассказывают, как всё в Беларуси хорошо, как работают в ней заводы и колхозы, как строятся спортивные объекты, школы и библиотеки.

И выходит такая петрушка. С одной стороны российский обыватель получает массу негативной информации о собственной стране - в отличие от белорусского телевидения, российское ТВ, как бы его ни ругали, всё же даёт зрителю какое-то представление о том, что происходит в действительности. С другой стороны на обывателя льются розово-карамельные слюни про «белорусский рай». Естественно, разбираться, как там на самом деле обстоят дела, обывателю некогда, и в голове у него кристаллизуется чёткое убеждение: «В России – плохо, в Беларуси – хорошо».

Некоторые из россиян даже отваживаются переезжать в Беларусь на ПМЖ. Правда, при этом они становятся в ряд с персонажем известного анекдота «Не путай туризм с эмиграцией!» Многие из них, помаявшись в Беларуси годик-другой и нахлебавшись «райской жизни», хватаются за голову и тикáют обратно в Россию.


Казалось бы, что мешало им раньше докопаться до истины - ведь в России выходит не только газета «Завтра», и не только Проханов с Митрофановым витийствуют в эфире.

Да и на независимые белорусские интернет-ресурсы тоже можно было бы заглянуть. Но ведь не заглядывают! А если и заглядывают, то не верят прочитанному - спорят до хрипоты, до рвоты, доказывая белорусам, как они неправы по отношению к Лукашенко. И здесь мы подходим ко второму моменту истины.

* * * Парадоксы инфантилизма. Не секрет, что значительная часть россиян убеждена: во всех их сегодняшних бедах России виноваты «либерасты» и «дерьмократы». Любые попытки доказать обратное - что не либеральная идея и не демократические ценности довели страну до цугундера, а наоборот неуважение к оным - разбиваются о стену негативизма.

И хотя ни подлинных либералов, ни убеждённых демократов у власти в России, как не было прежде, так и не будет в обозримом будущем, слова эти стали в ней чуть ли не ругательными. Любой хам и жлоб с мировоззрением неандертальца стократ ближе такой публике, чем рафинированный интеллигент, бубнящий что-то о демократии.

Казалось бы, есть пример европейских стран, где демократические институты прекрасно сочетаются с сильной государственностью властью, экономическим благополучием и здоровой психологической атмосферой в обществе. Либерализм и благоденствие не являются в этих странах антонимами.

Но равняться на Европу хлопотно. Чтобы жить как в Европе, нужно долго и терпеливо работать - как физически, так и духовно. Гораздо легче сделать своей путеводной звездой белорусского Батьку, который безо всякой там «дерьмократии» являет народу благополучие, как фокусник кроликов из рукава!

Такой подход свидетельствует об инфантилизме мышления и - как следствие - привычке винить в своих неудачах кого угодно, но не себя. Александр Григорьевич, являющий публике полный спектр антилиберальной риторики и патерналистской демагогии, в полной мере удовлетворяет чаяниям этой незамысловатой публики.

Читатель может удивиться: но зачем для этого лезть в чужие огороды? Ведь у россиян есть свой «обер-либерал» - Путин, который недалеко ушёл от белорусского Батьки в плане «любви к демократии». Однако - вот парадокс! - фанатов Александра Григорьевича больше всего как раз среди оппонентов Владимира Владимировича. И это плавно подводит нас к третьему моменту.

* * * Фрустрационное «залипание». Россияне сегодня - как, может, никто другой в мире - страдают от жгучей нелюбви к себе со стороны всего остального человечества. Де-факто россиян не любят нигде. Особенно в бывших «братских республиках».



Казалось бы, самым правильным в такой ситуации было бы посмотреть на себя в зеркало и попытаться понять причины этой нелюбви. Но Россия в зеркало смотреть не приучена.

Она готова нервничать, мучится, злиться и мстить, но только не расписываться в собственной неспособности пробуждать любовь в сердцах окружающих. Так хмельное уличное чудище, привыкшее мочить всех, кто вякнет слово поперёк, в минуты трезвого одиночества утирает крокодиловы сопли и вопрошает: «Ну почему никто меня не любит?»

И вдруг случается чудо: на горизонте возникает кто-то, для кого звериный оскал чудища - не проблема. Кто-то изъявляющий готовность принять чудище таким, какое оно есть. Этот кто-то дня ото дня клянётся в братской любви и истово призывает к вечной неразлучности. Все от тебя бегут, как от чумы, а этот - наоборот: «Давайте, жэнщына, жыць вместе!» Ну, не душка ли?

И неважно, что там, у «душки», в действительности на уме, какими меркантильными интересами продиктована его несгораемая любоff: как всякая женщина, Россия любит ушами, а уж в искусстве вешать на уши макаронные изделия белорусскому «душке» нет равных. Путин и близко не изображает ничего подобного. Именно поэтому в Беларусь россияне приезжают уже заряженные установкой не замечать теней, отдавая должное лишь светилу.

Эманации братской любви, в которой так нуждается отверженная русская душа, заставляет россиян исключать из поля зрения всё, что могло бы умалить в их глазах образ Батьки - чуть ли не единственного в мире человека, искренне стремящегося (как им кажется) к ним, а не от них. Ничего не поделаешь: психологическая защита. Александр Григорьевич как бы стал alter ego России в её экзистенциальном изгойстве, а alter ego желательно держать в чистоте и защищать от недружественных посягательств.

*   *   *


В свете вышесказанного можно не сомневаться: если бы президентские выборы-2012 прошли в России с участием Александра Григорьевича, бедняга Путин нервно курил бы в сторонке. Вот только мало кто понимает, что Батькино президентство принесло бы России куда больше бед и наломанных дров, чем президентство всех Путиных и Медведевых вместе взятых. Впрочем, это тема отдельного поста.