Нефте-доллары, МРОТ и прожиточный минимум в «Стратегии-2020»

На модерации Отложенный

 

 Власть, крупно-монопольный бизнес (иной не рентабелен) и СМИ везде «трубят» о том, что производительность труда в России в 4 раза ниже европейской, а посему нужно прежде всего повышать производительность труда, а уж затем и зарплату.

 И вдруг у этой, крайне ошибочной точки зрения, появился противник в лице самого Президента РФ: «В принципе, я как раз считаю, что у нас пока низкий уровень заработной платы, тот, кто говорит другое, тот принимает желаемое за действительное. Потому что наша заработная плата должна считаться, не исходя из сопоставимых цифр, применительно к государствам СНГ, Восточной Европы, а с учетом стоимости потребительской корзины»                                                      (Медведев: Зарплаты нельзя жестко привязывать к производительности труда, «Комсомольская правда», Елена МОТРЕНКО, 15.12.2010).

 Неужели дошло или опять подсказали? Скорее второе!

 Поэтому важнее позиции ПОДСКАЗЧИКОВ, ибо важнее ШЕЯ, которая вертит  ГОЛОВОЙ (в этом плане).

При чем здесь сравнение стран СНГ и Восточной Европы, когда экономика России зависит на 60% от внешней конъюнктуры на рынке углеводородов и практически мало зависит от производительности труда.

 В Интернете опубликована Стенограмма пресс-конференции на тему:

«Зарплата, МРОТ, прожиточный минимум: как они связаны с экономическими реалиями?», состоявшейся в РИА «Новости» 29 сентября 2011 года.

 Для ясности привожу некоторые моменты дословно!

 РИА Новости:

«Я сейчас передаю слово Владимиру Станиславовичу Назарову (соруководитель экспертной группы № 9 по работе над «Стратегией-2020», заведующий лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара).

Вот Нина Николаевна сказала, главная задача – взять планку прожиточного минимума, а вы работаете над Стратегией.

Действительно ли, совпадает это с тем, как эксперты видят вот эту главную перспективу развития рынка труда. Вот, взять прожиточный минимум или задача состоит в другом?»

В. Назаров:

«Нет, не стоит такой задачи. Мы в группе по бедности не ставим задачей доведение заработной платы до… минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.

…Вот представьте себе, возьмем какую-нибудь развивающуюся страну, допустим, Бангладеш лет 15 назад. Что мы увидим? Мы увидим, как по не очень чистым улицам рано утром идут женщины, толпами идут. Идут они на предприятие легкой промышленности, соответственно. Работать они будут 12 часов в сутки, получать примерно столько, сколько хватит на, грубо говоря, чтобы купить рис, ну, может быть, и прокормить себя, своего ребенка. Детей они уже имеют меньше…

Люди, грубо говоря, работают за плошку риса 12 часов в сутки, отвратительно.

И нам предлагается, фактически, и можно сказать, ну, давайте повысим МРОТ, чтобы они могли себе позволить что-нибудь, потребительский бюджет или какой-нибудь иной бюджет. Что будет?                                                           Вот в таких странах произойдет только одно.                     Эти люди просто умрут с голода.                                             Потому что не будет предпринимателя, который придет в эту страну, построит заводы и будет, соответственно, обеспечивать такой уровень оплаты труда.                          Но постепенно, соответственно, экономика развивается, и мы видим, как тот же уже Китай, Сингапур уже давно вышел на недосягаемые высоты, а начинали ровно с этого, с того, что не было вообще понятия МРОТ в Сингапуре, вообще не было такого понятия. 

Сколько предприниматели готовы платить, за столько работники и трудятся. Это конкуренция, это рынок».

«Стратег» сравнивает Россию с Бангладеш (уровня развития 15 лет тому назад), почти как и Д.Медведев со странами СНГ и Восточной Европы, которые ранее кормились за счет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а ныне остались без российских нефте-газовых дотаций.

Следовало передавать в частные руки лишь убыточные производства и пусть бы БИЗНЕС доказывал свою состоятельность, после чего государство могло постепенно уходить из производственной сферы и осуществлять лишь контрольно-надзорные функции. 

Ранее СССР получая ПРИБЫЛЬ от высокоприбыльных сырьевых предприятий, содержал ВПК и тратил огромные средства на науку, армию, убыточное ЖКХ, иные жизненно необходимые производства и щедро субсидировал страны вставшие на социалистический путь развития, а ныне вместо прибыли государство получает лишь НАЛОГ с этой самой ПРИБЫЛИ. Кроме того и налоги то не способно путем взыскать, судилище над ЮКОСом это воочию доказало. 

 Тот же «стратег» В.Назаров, далее вещает:

«Ну, например, возьмем нефтепереработку, она, еще Егор Тимурович Гайдар в 80-х годах отмечал, что она создает отрицательную добавленную стоимость, то есть если б мы только продавали нефть, а оттуда ввозили бензин без сильно больших транзакционных издержек, для экономики это было бы выгоднее, чем перерабатывать здесь, потому что это крайне неэффективное производство».

 Статистика свидетельствует, что в РФ, с 1991 года, рост цен на бензин, дизтопливо ныне превышает удорожание продуктов питания и предметов ширпотреба в 8-12 раз.

 Зато структура нефтепереработки, в принципе, не изменилась с советских времен. 

По сравнению с США в России мизерное число нефте-перерабатывающих заводов (НПЗ).

Кроме того, большее число заводов было построено с 1935 по 1960 гг., самым старым из них является Менделеевский НПЗ, расположенный в г. Ярославле, а последний завод, в период существования СССР (на территории РФ) это Ачинский НПЗ сданный в эксплуатацию в 1981 году. 

За годы существования «суверенной демократии» был построен только Нижнекамский НПЗ (2006г.), производственные мощности которого рассчитаны на переработку семи миллионов тонн нефти в год.

Тогда как, мощности Ново-Уфимского НПЗ построенного в 1951 году позволяют перерабатывать 17,4 млн.тонн сырой нефти в год.

 Совокупная мощность всех существующих российских НПЗ действительно перекрывает потребности отечественных потребителей. Ибо развалены авиация (особенно малая),  военно-промышленный комплекс (ВПК), агро-промышленный комплекс и Армия.

Однако глубина переработки, в силу технологической отсталости, остается низкой, заводы-гиганты находятся в неконкурентной среде, а доставка топлива к АЗС при галопирующем росте транспортных расходов делает производство бензина и дизтоплива убыточным.

Зачем олигархам «заморочки» с глубокой переработкой нефти, когда качнул сырую нефть в Западную трубу и получил доллары или евро вместо «деревянного» рубля на внутреннем рынке.

 Попробуем, хотя бы в общих чертах, разобраться в ценообразовании производства бензина на наших НПЗ при помощи Интернета:

(«Экономика нефти. Сколько бензина можно получить из тонны сырой нефти. Выход нефтепродуктов из барреля нефти. Себестоимость (чистая) бензина (без акцизов) для нефтедобывающих стран на примере РФ и для стран, покупающих нефть на бирже. Соображения инженера»)

 «Если бы в западносибирской нефтяной провинции, которая работает главным образом «на трубу», увеличили хотя бы впятеро объем комплексной переработки нефти, газовых конденсатов, в том числе для получения высокооктановых бензинов, дизтоплива, то за 6-7 лет бюджеты разных уровней получили бы дополнительно до 0,5 триллиона рублей.

Существует очень запутанная система покупки, транспортировки, учета и котировок нефти, основной смысл которой сводится к тому факту, что потребитель не должен иметь представлния о реальной себестоимости нефтепродуктов. Попробуем все же вникнуть в тему:

Себестомость добычи нефти в РФ составляет около 8-15 USD за баррель (это высокая себестоимость, по мировым меркам).

Себестоимость нефти для нефтенедобывающих стран – биржевая = 15 $;

Смотрим объем баррель нефти (баррели) - равен 158,9873 л. - примерно 160 л.;

Понимаем, что из килограмма нефти получится примерно килограмм "условного бензина" - на самом деле выход бензина от 15 до 80%, но остальное - это тоже нефтепродукты на продажу. А из литра - литр.

Принимаем стоимость переработки и транспортировки за 0,25 $ на 1 литр;

Себестоимость бензина составляет – себестоимость 1 литра нефти + 0,25 $.

 Себестоимость барреля нефти = 15 $;

Себестоимость 1 л. нефти = 0,10 $;

Себестоимость бензина = 0,35 $ (0,10 + 0,25) = 0,35 $.

 Теперь рассчитаем стоимость литра бензина, если НПЗ будет покупать сырую нефть по БИРЖЕВОЙ цене:

Биржевая цена барреля нефти = 90 $;

Себестоимость 1 л. нефти = 0,57 $;

Себестоимость бензина  = 0,82 $».

 Кроме того в материалах уголовного дела Ходорковского-Лебедева имеются следующие данные: 

 «За первые девять месяцев 2002г. себестоимость добычи нефти и газа составила 1,40 долл. США на баррель нефтяного эквивалента. 

Средний размер общехозяйственных и административных расходов, относящихся к добыче нефти и газа, в 3-м квартале 2002 г. составил 0,32 долл. США на баррель нефтяного эквивалента.

Средняя цена реализации нефти на экспорт в третьем квартале 2002 г. составила 187,48 долл. США за тонну (25,65 долл. США за баррель). Экспортные цены на нефть – ключевой фактор, влияющий на объем выручки

Транспортные расходы за первые девять месяцев 2002г. расходы составили 1 млрд. долл. США.

Рост этой группы расходов явился результатом увеличения объемов транспортировки нефти, роста тарифов на транспортировку нефтепродуктов, увеличения использования железнодорожного транспорта, что привело к увеличению среднего уровня транспортных издержек, поскольку удельная стоимость транспортировки по железной дороге существенно превышает удельную стоимость транспортировки трубопроводным транспортом…».

 Вот вам и Бангладеш, с его текстильной промышленностью!

 Мы, в своих примерах, взяли себестоимость нефти равную 15 долларам США, тогда как фактически она не превышал по сей день и 7 долларов, даже со средне месячными зарплатами менеджменту в 300 000 рублей.

 Сегодня олигархи, владеющие нефтепромыслами и НПЗ, продают российским ПРЕДПРИЯТИЯМ и автолюбителям, бензин и солярку (при биржевой цене нефти в 90 долларов) с большой СПЕКУЛЯТИВНОЙ рентабельностью, превышающей всяческие разумные пределы. 

Оптовая цена на бензин и солярку для российских потребителей, даже при себестоимости нефти на НПЗ в 15 долларов, должна составлять максимум: 0,35 $/л. + 25% рентабельности, то есть не свыше 45 центов за один литр или 13,5 руб./л.  

 ВЛАСТЬ, которая позволила нынешним олигархам «прихватизировать» высокоприбыльные и особенно высоко-ликвидные сырьевые предприятия, должна нести ответственность перед своим народом и объяснить – за счет чего в крайне короткие сроки произошло баснословное обогащение 3-5 процентов населения России.

Почему люди имеющие тысячные рублевые вклады в Сбербанке СССР на период до1992 года враз стали нищими, а нувориши – богатыми?

Государство, в лице действующей власти, должно стремится к справедливости иначе оно ни к чему для большинства граждан и непременно развалится.

 Антон Третьяков, 15.10.2011