БЕЗОБРАЗНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ОЛИГАРХОВ В БРИТАНСКОМ СУДЕ

На модерации Отложенный

Суд между двумя бывшими деловыми партнёрами Романом Абрамовичем и Борисом Березовским вызывает огромный интерес в Британии. Процесс считается прецедентным, открывающим многие тайны, предваряющие другие процессы, которые пройдут в Британии.

Об этом процессе и связанными с ним нюансами рассказал корреспонденту ИА REX израильский политтехнолог Давид Эйдельман.

- Чем вызван факт, что процессу Березовского против Абрамовича британские СМИ уделяют гораздо больше внимания, чем российские?

Во-первых, для россиян большинство вещей, которые пока публикуются в связи с этим процессом – не являются экзотикой или чем-то удивительным. Пока, как мне кажется, обсуждается то, что в России известно: коррупционные схемы, шантаж, кидалово, теневое влияние бизнеса на власть, вмешательство властей в нерыночный передел собственности. Во-вторых, ни российские власти, ни оппозиционная пресса пока не заинтересованы в раздувании этого информповода. Власти – боятся. В процессе Березовского против Абрамовича слово Кремль будет одним из самых употребляемых. Вполне возможно, что, в ходе этого процесса, всплывут факты, которые будут касаться многих влиятельных людей, что свидетельства могут оказать влияние не только на судьбу истца и ответчика. Пресса же, которая настроена оппозиционно, она не хочет ссориться с реальным или потенциальным спонсором.


- Березовский тоже не выйдет из процесса белым и пушистым?

Представить себе Березовского белым и пушистым – это вообще трудно. У Абрамовича тоже имеются адвокаты, которых можно купить за большие деньги. И свой гонорар Сампшен отрабатывает блестяще. Во время перекрестного допроса он буквально загнал Березовского. Times пишет, что его самого обвиняют в отмывание денег, обмане британских банков, политической коррупции, использовании подставных счетов. 

Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн, рассказывает, как Березовский с помощью арабского правителя сфальсифицировал документы, чтобы вывезти деньги из России 1,3 млрд долларов и обманом ввезти их в Британию, где существуют жёсткие законы о борьбе с отмыванием денег.

 

Кроме всего прочего, Березовскому на процессе ему придётся объяснять происхождение тех богатств, которые у него якобы украл Абрамович. Насколько было законно владение акциями Березовским и Абрамовичем до спорной сделки? Ведь требовать назад украденное (то есть незаконно изъятое) можно только в том случае, если ты докажешь, что владел собственностью законно. Суду придется погрузиться в историю российской приватизации, историю создания сырьевых гигантов, историю проведения залоговых аукционов...

- Это наверняка значительно расширит кругозор британских судей?

Естественно. Вообще то, что всё больше нынешних и бывших российских олигархов предпочитает судится в Британии, а не "забивать стрелки", не обращаться за решением к вору в законе, чтоб рассудил по понятиям, не нанимать киллеров… Это можно было бы рассматривать и как отрадный факт, если бы не сквозящее во всем этом недоверие к российской судебной системе. С другой стороны, британские судьи и англоязычная пресса узнают, что такое krysha (это слово не переводят). А скоро со всеми этими судами великий английский язык обогатится понятиями "откат" и "кидалово". Британские юристы научатся, будут знать все нюансы понятий  "разводка", "блат" и "не по-пацански".
Но вот, к примеру, как объяснить британскому судье, что можно быть одним из владельцев компании, не являясь её акционером?! Это потруднее будет…

 

- Можно ли говорить о явной антироссийской тенденции британского правосудия? Может ли Роман Абрамович рассчитывать на непредвзятость британского правосудия?

Приведу один пример. Сейчас в Британии готовится процесс Михаила Черного против Олега Дерипаски. Но у Черного есть проблема. Судебный процесс должен начаться в апреле будущего года. Он не может приехать в Великобританию для дачи показаний, так как находится в розыске Интерпола. Если он приедет, то его арестуют и экстрадируют в Испанию, где он объявлен в розыск за предполагаемое отмывание денег. Адвокаты Черного предложили, чтобы он давал показания по видеосвязи из Израиля. И судья Флокс удовлетворил просьбу Черного давать показания по видео. Это настоящий театр абсурда: беглый разыскиваемый олигарх, который боится правоохранительной системы - обращается к этой системе за справедливостью, но просит войти в его положение... И система входит...

- О процессах между Березовским и Абрамовичем, как и о процессе между Черным и Дерипаской, говорят, что это процессы не столько между различными людьми, сколько между различными генерациями российского бизнеса.

 

В России были три поколения олигархов. Первые – это собственно различного рода уголовники: бандиты, теневеки, выбравшиеся на свет. Самой крупной фигурой этого периода является Михаил Черной, который вот уже 17 лет прячется в Израиле. Второе поколение – это «политики», которые разбогатели благодаря чисто политическим вещам, залоговым аукционам и т.д. Это вся так называемая «семибанкирщина». Третье поколение – это те, кто начинали в качестве младших партнеров…

- То есть «шестерок» первых и вторых?

Ну вот, например, Черной. Ему же надо решать большие вопросы, между измайловскими и солнцевскими. А кто-то в это время должен и рутиной на заводах заниматься. И у него для этого есть Дерипаска.

Или Березовский. Он большой человек. Березовский был фигурой федерального масштаба, а Абрамович – он при нём бабки считает. Постепенно Абрамович стал руководить всеми совместными бизнесами, Абрамович вкладывал деньги, управлял, планировал, высчитывал, продавал и покупал, а Березовский обеспечивал главное: политическое прикрытие – крышу. И Абрамович платил за эти "незаменимые" услуги Березовского. Но как только Абрамович смог обойтись без политической крыши, а Дерипаска без «менеджера по криминалу» (как он назвал Черного в одном из интервью), они с удовольствием обошлись.

 

- И в первом, и во втором случае можно говорить о победе бизнеса над внеэкономическими факторами?

Да. Березовский и Абрамович – оба не ангелы. Оба не вызывают симпатии. Но эти бывшие партнёры - они очень разные люди. С разными стилями. Разными темпераментами. И на суде они очень отличаются. Как и их команды. О команде Березовского пишут, что она выступает в более экстравагантном и эгоцентричном стиле, а группа Абрамовича ведёт себя сдержанно. Березовского привозит в суд бронированный Maybach стоимостью 420 тысяч фунтов. Он хочет выглядеть большим и шикующим. Как всегда, впрочем. Его карьера в России была загублена ведь, прежде всего этим желанием повыпендриваться и быть в каждой бочке затычкой, женихом на всех свадьбах и именинником на всех банкетах, которые, по его мнению, должны были продолжаться и после прихода Путина к власти. Даже не феноменальная жадность, а именно это позёрское бесстыдство – привело его в изгнание.

А Абрамовича, наоборот, вполне можно принять за преуспевающего бухгалтера, с выражением робкой печали на лице.

- Березовский в ходе процесса сказал об Абрамовиче, что он не умный, а только коммуникабельный?

Березовский просто забыл, что коммуникация с властью – это главное достоинство олигарха. Как говорил российский император: «В России имеет значение только тот человек, с которым я разговариваю в данную минуту, и пока я с ним разговариваю!». Ведь что такое олигарх? Это богач, который близок к власти, благодаря своему состоянию, а наживает и умножает своё состояние он, благодаря близости к рычагам власти.

И что такое ум? Ум в таких делах это тонкость, умение рефлексировать, смотреть на себя со стороны. Эти качества Березовского часто подводят. Когда на вопрос адвоката Абрамовича Джонатана Сампшена «Как вы считаете, в чём причина вашего успеха - связи с "Семьёй", с другими олигархами или контроль над СМИ?» Березовский с хитрой ухмылкой ответил: «Мои выдающиеся интеллектуальные способности» - он себе сильно польстил.

Березовский собрался "править вместе с Путиным", о чём громко заявлял при большом стечении микрофонов. Это было и бестактно и глупо. А Абрамович хотел только богатства.

- Изменилось ли отношение прессы к фигурантам со дня начала процесса?

Колумнистка Evening Standard Энн Макэлвой назвала происходящее на процессе «безобразным спектаклем», сравнивая процесс с ирано-иракской войной и желая поражения обеим сторонам. Это настроение, как мне кажется, становится доминирующим.

- Могут ли скандалы, связанные с тяжбой двух олигархов, оказать влияние на ход предвыборной кампании в российскую Думу и на пост президента Российской Федерации?  

Вопрос в том, как воспримет российское общество информацию, которая вскроется в результате этого процесса? Какие выводы сделают граждане России…

БЕЗОБРАЗНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ОЛИГАРХОВ В БРИТАНСКОМ СУДЕ (моё интервью)