На секретных объектах Москвы завелись «невидимки»
Во внутренних войсках МВД, охраняющих столичные спецобъекты, обнаружены «мертвые души»
Со времен писателя Н.В. Гоголя прошло уже очень много лет, а описанная им система «мертвых душ» действует и поныне. Удобна потому что для наших условий. Вписал незаметно в зарплатные графы несуществующих людей – и получай денежки два раза в месяц. Правда, мошенников нередко ловили за руку то в учебных заведениях, то еще где-то, но схема живет.
До сих пор, однако, о ее применении в воинских частях, охраняющих секретные объекты столицы, слышать не приходилось. Но, как сегодня оказалось, добралась она уже и сюда. Об этом стало известно из интервью командира именно такой части полковника Эдуарда Тормашева, которое он дал газете «Московский комсомолец».
В начале 2009 года его назначили на должность командира полка внутренних войск МВД, который занимается охраной важных государственных объектов. Тормашев, как положено, захотел посмотреть, чем он теперь командует, т. е. провести строевой смотр трех своих батальонов и нескольких подразделений, разбросанных по Москве и области.
Подчиненные ему командиры всячески оттягивали этот момент. Выяснилось, что с момента создания полка в 1995 году строевой смотр здесь, по словам Тормашева, вообще не проводился. Когда же он состоялся, полковник недосчитался более 100 человек личного состава.
Полковнику стало интересно, куда они подевались. Командиры оправдывались, что, дескать, этого не успели оповестить, тот опаздывает, другой заболел, а третий по семейным обстоятельствам отсутствует (в полку служат одни контрактники, более 800 человек). Однако о многих бойцах вообще ничего не смогли сказать.
«Я составил акт, который потом передал командованию, и стал проводить проверку, – говорит полковник. – В ходе назначения новых командиров подразделений стали всплывать еще фамилии. То там недосчитались несколько военных, то здесь. И я не мог их найти. Нигде. Оказалось, многих из них не видели по нескольку месяцев. Другие не ходили на службу больше трех лет. Что с этими людьми? Живы ли они вообще?»
Хороша служба, на которую можно не показываться месяцами и годами. Так и видится военнослужащий, который, потягиваясь и зевая, говорит: «В этом месяце, пожалуй, на службу не пойду». А потом, обнаглев вконец, добавляет: «И в следующем году – тоже». Что называется, «солдат спит, а служба идет». Или все же не спит, потому как в действительности нет такого солдата?
Тормашев выяснил, что незадолго до его прихода в полку были массовые увольнения военнослужащих, проходившие в их отсутствие. Полковнику показалось, что его водят за нос – спешно «списывают» избыточное количество «мертвых душ», чтобы не так бросалось в глаза.
«Все друг друга покрывали, – говорит полковник. – Судя по всему, это была целая система. И когда я заявил обо всем этом командованию, почему-то никто не удивился. Мой непосредственный начальник полковник Куготов, как я понял из разговора с ним, был в курсе этих проблем, т. к. он был категорически против того, чтобы я докладывал о них. Вернем, дескать, твоих пропавших и в строй поставим, ты только лишнего шума не поднимай».
Тормашев его не послушал. Он показал журналистам один из списков «исчезнувших» военнослужащих, в котором значились 43 фамилии. Его он лично привез в военно-следственное управление, дал в руки полковнику Сергею Коконову, а тот посмотрел... и вернул обратно. Тормашев не сдавался и продолжал разбираться в «мертвых душах».
Рассказывает бывший секретарь военного совета центрального регионального командования ВВ МВД Сергей Бегунин: «Тормашев обратился ко мне 4 февраля 2009 года, т. е. примерно через месяц после того, как он принял командование. Он рассказал, что в его части числятся «мертвые души». Так он называл тех, кто не выходит на службу месяцами и даже годами. Я доложил об этом командующему. Было принято решение проверить часть постов и караулов. Недосчитались тогда свыше 60 человек. Тормашев – честный и порядочный командир. Обычно отсутствие военнослужащих скрывается всеми способами, а он не побоялся заявить об этом во всеуслышание».
Говорит военный эксперт – почетный адвокат России профессор Анатолий Пчелинцев: «На все заявления Тормашева не прореагировали по одной простой причине: надо было начинать расследование против прежнего командира и наказывать его и всю «старую гвардию», которая допустила такой бардак.
Делать этого никто не хотел. И неизвестно еще, на каком уровне и кто там был замешан. Думаю, «мертвыми душами» кормились много лет на разных уровнях».
«Ну а как же служба? – может возникнуть вопрос. – Неужели она не страдала от отсутствия реальных людей?». Страдала, конечно, но выкручивались: можно, например, выставить на посты вместо 10 человек только 5, можно установить более «жесткий» график дежурств. И все это притом, что укомплектованность полка даже с «мертвыми душами» была всего 82%.
Среди бойцов штурмовой группы тоже были «невидимые». Случись чего, им пришлось бы идти на штурм меньшим составом, чем это предусмотрено.
Что же охраняет этот полк, в котором «служат» «привидения»? Много чего. Объекты ядерно-промышленного комплекса, например: Курчатовский научно-исследовательский центр с ядерным реактором, предприятия госкорпорации «Росатом» (в т. ч. ВНИИ Бочвара, ВНИИ Духова), Троицкий центр инновационных и термоядерных исследований. Есть в полку взвод сторожевых катеров, патрулирующих Москва-реку, есть много подразделений, охраняющих то, о чем и говорить нельзя.
Эти объекты, правда, имеют, помимо внешней, еще и внутреннюю охрану, которую обеспечивают сотрудники ФСБ. Но периметр-то охраняют именно военные, которые не должны никого пропустить на территорию. Смогут ли «мертвые души» выполнить эту задачу?
«В Петрозаводске я нашел прапорщика Мансимову, которая не ходила на службу больше 2,5 лет, – рассказывает полковник. – Я это указал в уголовном деле. Но следователь по особо важным делам подполковник юстиции Маньшев настоял, чтобы я написал, что она не ходит на службу с того момента, как я вступил в должность. Все говорит о том, что Мансимова отлично знала, что числится в части, но это ее сильно не беспокоило».
Мансимову в итоге осудили на год условно. Такие же сроки получили еще несколько военнослужащих. Одного даже отправили в колонию-поселение. В рамках тех уголовных дел было доказано, что конкретные военные получали деньги за других, не выходящих на службу. А среди «прогуливающих» годами были даже такие, которые не догадывались, что они служат в полку.
Взявшись за искоренение «мертвых душ», Тормашев стал играть против системы. И система его исторгла: вскоре против него возбудили несколько уголовных дел по притянутым за волосы поводам. Большинство из них развалилось, но следствие по некоторым идет до сих пор. Тормашева даже обвинили в сокрытии фактов невыхода на службу подчиненных. Это, кажется, называется «будем бить врага его же оружием». Еще Тормашеву вменили вымогательство: якобы он требовал у военнослужащих деньги на ремонт общежития. По решению суда Тормашев временно отстранен от занимаемой должности до вынесения вердикта по уголовному делу.
Сегодня же пресс-служба внутренних войск МВД России опровергла сведения, содержащиеся в интервью Тормашева. Решительно, но без конкретных цифр и данных, вследствие чего получилось не очень убедительно. «На самом деле никакой сенсации нет, а москвичам тревожиться нет никаких оснований, – говорится в опровержении. – Охрана важных государственных объектов – это приоритет служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России. Объекты охраняются надежно по всей стране. Москва – не исключение. Никаких нареканий со стороны администраций важных государственных объектов, их собственных служб безопасности, взаимодействующих силовых структур не было и нет».
В конце дан негативный отзыв о Тормашеве: «Мотивы обращения в прессу фигуранта этой статьи полковника Э.Тормашева, отстраненного от исполнения служебных обязанностей, вероятно, обусловлены тем, что в отношении него Военным следственным управлением по городу Москве возбуждены четыре уголовных дела за то, что он в 2009-2010 гг. вымогал деньги у подчиненных».
Только о «мертвых душах» нет ни слова. Так были они все-таки или нет? И если были, то что мы станем делать дальше?..
Комментарии
Только МЫ-то ВЗАПРАВДУ ВЫМИРАЕМ!
Издержки развивающегося капитализма, что хотели, то и получили.
Детки еще не подросли ...
Для смеха расскажу старую - еще советских времен - историю... В Узбекистане, в каком-то колхозе глухом, по ведомостям на зарплату сборщиков хлопка проходили "знатные хлопкоробы": Лев Толстой, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и еще два десятка не менее известных личностей, включая, если мне память не изменяет, и Емельяна Пугачева!
Материал тогда напечатали в центральной республиканской газете и вся республика ржала от души!
- Зачем им вообще в армию ходить? - задал я такой вопрос.
- Так им же в партию нужно вступить, а в армии с этим без проблем, в отличие от других мест.
Карьеру делали сынки. И вот однажды на комсомольском собрании солдатам предложили дать рекомендацию на вступление в КПСС для какого-то чела, которого они никогда не видели. Ребята возбухнули, их разогнали. Мой собеседник попал из Подмосковья под Читу.
Надо сказать, что не все сынки и их родители были такими. Служили у нас несколько ребят из "крутых" семей. Один рассказывал как его к трапу самолёта на чёрной Волге подвезли, у офицеров, которые летели тем же рейсом, челюсти отвисли.
Так вот ребят в погонах и научили гоголевщине.
Комментарий удален модератором