Священное Писание и Священное Предание о власти.
На модерации
Отложенный
«Нет власти не от Бога» (Рим. XIII, I). Это сказано, разъясняет свят. Иоанн Златоуст, «не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти», т. е. о принципе власти. «Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между отцом и сыном, между старцем и юношей, свободным и рабом, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником… А безначалие везде есть зло и бывает причиной беспорядка... Ведь от властей для государств бывают бесчисленные блага: если упразднить их, все погибнет, и не устоят ни города, ни села, ни дома, ни торжища и ничто другое, но все ниспровергается, так как более сильные поглотят более слабых» (Русский перевод, т.
9, стр. 774-777). Установлен ли Богом, наряду с другими видами власти, всего лишь общий принцип власти государственной, или же, кроме самого принципа, также и определенная се форма? Во всяком случае, святые отцы однозначно осуждают узурпацию и «тиранию». Как говорит преп. Исидор Пелусиот, «власть, т. е. начальство и власть Царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения, т. а, письмо 6-е, М. 1839). Можно весьма упрощенно сказать, что в Священном Писании понятие Царя распадается на две противоположности: законного Царя от Бога (его можно именовать римским именем Кесаря) и узурпатора — тирана — «Фараона».
Комментарии