Белорусские интриганы и российская "политэлита"
На протяжении нескольких лет минские "западники" пытались вбить клин в то, что они считают правящим в России тандемом, не понимая реального расклада сил в кремлевском пасьянсе. Сейчас, в преддверии электорального марафона в России? у белорусских игроков вновь появилась надежда воспользоваться ситуацией в своих интересах.
Белорусский президент пытается найти более надежную опору в борьбе за власть. Его прозападное окружение надеется обеспечить свое "будущее в центре Европы", разрешив стоящую перед ЕС задачу - убрать Лукашенко, но руками Москвы. В общем, речь идет даже не о гальванизации белорусского нефтегазового оффшора и "экономического чуда", позволяющего за счет перепродажи на Запад российского энергосырья во время глобального (!) экономического кризиса строить ледовые дворцы и т.п. (причем делать это на фоне износа допотопного оборудования и стремительного роста аналогичных белорусским производственных мощностей Китая, быстро выталкивающего белорусские товары с внешних рынков на внутренние, и так забитые, склады).
Реальный ресурс белорусской стороны на Востоке невелик. Помимо словесных тирад белорусского президента и агентуры в окружении т.н. белорусских олигархов, проживающих в Москве - это т.н. записные патриоты типа Зюганова. Для многих это прозвучит весьма странно и дико, но факт остается фактом. Отношение пресловутых "колхозанов", считающих себя белорусской "элитой", к представителям российского истеблишмента, включая самых высокопоставленных, можно определить как смесь брезгливого презрения и высокомерия. Если обобщить, выглядит это примерно так.
Представители постсоветской политэлиты воспринимаются не как люди, живущие во дворцах, питающиеся птичьим молоком (не белорусским) и имеющие каждый день новую королеву красоты (что, как ни странно, порой соответствует реальности), а как "вякающие отморозки", "вшивые" падальщики-мародеры, разворовавшие и жирующие за счет разграбления и гниения советской сверхдержавы и объедания не пьяного и ленивого русского народа, а трудолюбивых белорусов. Интересно, что высокомерно-презрительное отношение имеет место, как в отношении коммуно-патриотов, так и в отношении либерал-демократов. "Твердые" единомышленники Зюганова из числа ровесников нынешних белорусских номенклатурщиков, слишком мягко "отдали" власть в 1990-е. Либералы нашими колхозниками воспринимаются как еще более слабовольные трепачи, ассоциируясь почему-то в основном с русскоязычной публикой типа белорусских оппозиционеров и вышеупомянутыми олигархами. При этом расстрел из танков в 1993 году парламента в расчет не берется. Так же, как не берется в расчет реальное благосостояние какой-нибудь Новодворской.
Сама Россия - это нечто по-азиатски большое и плохо управляемое, в отличие от "процветающей синеокой" Белоруссии, расположенной "в центре Европы" и управляемой мудрым, несменяемым Батькой. Подобное восприятие соседей секретом не является. Достаточно посмотреть и почитать госСМИ Белоруссии.
А вот о том, что реальная власть в России принадлежит не "безальтернативному президенту" и даже не "тандему Медведев-Путин", а коллективному авторитаризму самого имущего сословия, каковым является и высшее чиновничество РБ, на белорусском ТВ не говорят. Видимо, чтобы население не задумывалось - может ли местная номенклатурная олигархия поставить под свой контроль экономику республики непосредственно (через контроль госсобственности) и опосредованно (через родню, подставных лиц и т.н. иностранных инвесторов из Ближнего и не только Востока). Власть и собственность в постсоветских условиях разделять нельзя. Это смерти подобно и для белорусского президента, поскольку одно воспроизводит другое. И наоборот. Поэтому никаких конкурентов в РБ никто не пустит. До тех пор, пока есть возможность сопротивляться. Невзирая на все многолетние разговоры о вот-вот начинающейся приватизации, интеграции, европейском выборе и т.д.
Именно поэтому интеграционные процессы на постсоветском пространстве тормозятся не только из Москвы, как утверждают минские СМИ. По этой же причине на протяжении нескольких лет, с упорством, достойным лучшего применения, белорусские стратеги и прочие аналитики искали малейшую трещинку в "тандеме Путин-Медведев". Минские СМИ из года в год констатировали то ухудшение, но не улучшение в отношениях российского президента и премьера. В надежде "наказать" Путина, посмевшего отделить мух от котлет, стали симпатизировать Медведеву. Кончилось тем, что "если с В. Путиным у белорусского президента хотя бы сохранился какой-то диалог, то Д. Медведев не особо отделяет А. Лукашенко от М. Саакашвили".
В отличие от РБ, где есть "самый главный" и все прочие, реальный иерархический расклад и функции российского чиновничества не соответствуют номинальным. В. Путин является не просто главой правительства, но фактически государем. В его ведении внешняя политика, поскольку де-юре глава МИД С. Лавров де-факто выполняет функции путинского советника по иностранным делам. Реальная власть Путина если и ограничена, то не законодательством и президентом Медведевым, а закулисными договоренностями с теневыми группами влияния, родственными, административными и дружескими связями, а также корпоративно-сословными "понятиями", схожими с криминальными. Фактически премьер В. Путин стоит над схваткой двух номенклатурно-олигархических коалиций (сечинской и медведевской), которую сам же организовал.
Верхушка российской власти устроена не в виде "тандема", поскольку Медведев является в ней даже не вторым лицом. Некоторые отводят ему четвертое (после И. Сечина и В.
Иванова) и даже пятое место. В действительности вторым по влиянию человеком является И. Сечин - "первый среди равных" в правительстве РФ. В его ведении большая часть экономики и контроль над спецслужбами.
В первую десятку правящей Россией административно-экономической олигархии входят также: глава президентской администрации С. Нарышкин - однокашник Путина по высшей школе КГБ, по сути являющийся надзирающим за президентом от премьера-государя (по реальному влиянию его даже иногда ставят впереди Медведева), его первый зам В. Сурков - идеолог, в этом смысле подобно А. Кудрину и А. Чубайсу близкий Медведеву, но ориентирующийся на Путина, первый вице-премьер Шувалов ("Игорь Иванович ненастоящий" как именуют этого медведевца, чтобы отличить от путинца Сечина - "Игоря Ивановича настоящего") и др.
В функциональном плане Д. Медведев именуется главой государства и президентом, но реально является чем-то вроде советника В. Путина в юридической сфере и вице-премьером по вопросам "либерализации" и кадровой работы. В этой части он уступает В. Иванову - де-факто главному советнику Путина по кадрам и де-юре главе Роснаркоконтроля, структуры исполняющей функции "второго КГБ", надзирающего за "первым", т.е. ФСБ. Нужда в этой структуре возникла из-за того, что игравшее в советские времена роль противовеса "чекистам" МВД в какой-то момент оказалось под полным контролем "питерско-карельского" клана "чекистов" Патрушева-Нургалиева, входящего в коалицию И. Сечина.
В идеологическом плане между Путиным и Медведевым имеется (и немалая) мировоззренческая разница. Из-за того, что они между собой договорились, она никуда не исчезает, поскольку не просто существует, но и проявляется в действиях. Однако Путин не просто "равнее" и главнее в том, что называют тандемом, но и гораздо опытнее и старше. О реальных шансах либерала Медведева и его сторонников красноречиво говорит следующий пример. Не так давно Медведев в призрачной надежде вторично избраться президентом рассчитывал втемную использовать Прохорова и "Правое дело". Однако даже вчерашний мальчик-мажор Прохоров (назначенный непонятно за какие заслуги в тридцать лет миллиардером, но все же умеющий в отличие от изгнавших его "правых" реально хоть чем-то управлять) оказался слишком яркой фигурой среди серости, именующей себя либералами. В результате "Правое дело" и Прохоров "прокинули" Медведева. Выиграл в итоге... Путин. После этого, убрав Кудрина (весьма близкого нынешнему президенту РФ в либерально-экономическом плане), Путин руками Медведева создал ему же в перспективе серьёзного политического конкурента. А он этого и не заметил. Зато почему-то официально заявил, что не хочет быть президентом России в 2012 году и выдвинул на этот пост кандидатуру В.В.Путина...
Команда Путина стремится управлять Россией как единой большой корпорацией с главным пакетом акций в Кремле. В отличие от белорусской номенклатуры, эти люди молоды, хорошо подготовлены и амбициозны. Кризис зоны евро и доллара уже позволяет им перейти к новому формату/перезагрузке отношений с ЕС и США. У них много сторонников в самых развитых государствах Евросоюза. Появление вокруг России нового полюса будущего многополярного мира - это вопрос времени, причем самого близкого. И решен он будет вне зависимости от желания самой России и ее соседей, как бы странно это не прозвучало. Данный предмет не имеет никакого отношения к пресловутой "имперскости" - это объективная реальность, такая же, как кризис мировой экономики.
Что остается в этом раскладе белорусской стороне?
Натравить на Путина электорат системно-записного борца с антинародным режимом Зюганова? Призвать через него же к социальной справедливости и возобновлению дотирования белорусского экономического чуда? Радоваться жэстачайшэму увольнению "вякающего отморозка" Кудрина, посмевшего критиковать белорусскую экономику и демонстрировать жесткую позицию?
Первое можно попытаться реализовать в надежде разозлить Кремль. Чтобы его руками убрать А.Лукашенко, о чем уже давно мечтают "западники" внутри белорусской власти, пытающиеся вбить клин в то, что некоторые медиа именуют "мнимым монолитом" российской власти.
Однако Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 год, подготовленный Минэкономразвития России, полностью подтверждает, что экономический блок российской власти действительно монолитен в отношении к официальному Минску. Не зря же в разделе этого документа, посвященном прогнозу развития экономики РБ, говорится: "Пик негативных последствий для белорусской экономики наступит в 2012 году. Падение валового внутреннего продукта Беларуси в 2012 году может составить 1-4%...".
Кудрин, столь нелюбимый в Минске, был всего лишь ньюсмейкером, озвучивавшим в отношении Белоруссии определенный не им курс. Герман Греф, не говоря уже о Владимире Путине, в этом плане не менее последователен. Да и сам Кудрин, оказавшись, к примеру, в кресле главы президентской администрации, Центробанка или "Газпрома", вряд ли переменит отношение к публично обозвавшим его "вякающим отморозком"...
Есть, правда, для официального Минска еще один вариант поведения - действие на опережение, позволяющее начать переговоры об условиях реального сближения с максимальным учетом своих интересов, а не постфактум - под давлением объективных и субъективных факторов, когда все лучшие места уже заняты.
Комментарии
"ЕЭП - это была инициатива Путина, когда он был Президентом. Он пригласил меня и Кучму к себе домой в Ново-Огарево и первый поднял эту тему. Но прежде чем говорить тогда с Кучмой, он спрашивает: как ты думаешь, стоит - не стоит поднимать. Я говорю: конечно, ты можешь эту тему поднять, но Кучма не пойдет на эту интеграцию", - рассказал Президент Беларуси.
По его словам, в это же время в Москве с визитом находился Нурсултан Назарбаев. "Таким образом, мы фактически на кухне у Путина оказались вчетвером. И вот он тогда впервые высказал идеи Единого экономического пространства", - отметил Президент Беларуси.
"Остались мы втроем в надежде на то, что все-таки когда-нибудь Украина вернется к этому разговору, потому что его начинали вчетвером, впервые там, дома у Путина. Хотя тогда и о Казахстане речь не шла", - сказал Александр Лукашенко.
Выходит вопрос то практически уже давно решен. Похоже на "игру" Путин - Медведев, но уже с Лукашенко.
Комментарий удален модератором