Прогулка по Грозному

На модерации Отложенный
В связи со вчерашним праздником в Грозном прерву рассказы о Сирии-2009. Во время время путешествия в Дагестан в сентябре прошлого года съездил и в Грозный. Правда, Грозный-сити тогда ещё строился, да и берега Сунжы больше стройплощадку напоминали.
 
Путь в Грозный начинается с Новой автостанции Махачкалы. Иногда оттуда бывают прямые маршрутки на Грозный – два с половиной часа и 200 рублей. Но, по рассказам местных, это бывает нечасто, и мне просто повезло, что нарвался на такую маршрутку, причём почти заполненную.
Обычный же путь из Махачкалы в Грозный выглядит так (им воспользовался при возвращении) – с Новой автостанции Махачкалы маршруткой до Хасавюрта, 100 рублей (местные говорят, что ещё пару недель назад было 90-то) и час с небольшим в пути. С автостанции Хасавюрта – маршрутка на Грозный, то же 100 рублей и полтора часа. Маршрутки отправляются, как и положено на Востоке, по заполнению, но заполнение происходит довольно быстро, так что фактически днём они ходят каждые 10-15 минут.
Время же в пути может варьироваться в зависимости от того, сколько уходит на пробирание через пробки на въезде в Махачкалу и узких улицах Хасавюрта. Когда возвращался назад, маршрутка из-за этого даже не довезла до махачкалинской автостанции, высадила на циркле на въезде в город.
Погода выдалась пасмурная, за Хасавюртом пошёл дождь. В самом Грозном дождь лишь иногда накрапывал, но дул холодный пронизывающий ветер.
Контраст Дагестана и Чечни виден уже из окна маршрутки. С одной стороны границы – хреновый асфальт с "лежачими полицейскими", мусор вдоль дорог, грязные раздолбанные городки и селения, блокпосты из бетонных блоков и мешков с песком, ощетинившиеся дулами пулемётов, милиционеры в касках, бронежилетах и с автоматами.
С другой стороны – хороший асфальт, светофоры на перекрёстках в аккуратненьких новеньких городках и посёлках, побеленные деревья вдоль трассы, одинокий ГАИшник с полосатым жезлом прячется от дождя в деревянной будочке. Да и дальше наблюдал вдоль дороги типичные российские сценки с ГАИшниками, притормозившими очередную легковушку.
Только на въезде в сам Грозный, у глобуса, стояли чеченские ОМОНовцы в камуфляже с автоматами, но их позиция и отдалённо не напоминала пост их дагестанских коллег.
Да, совсем забыл ещё про одно, что отличает Чечню от Дагестана – постоянно попадающиеся вдоль дороги громадные портреты Ахмада-Хаджи и Рамзана Кадыровых, нередко в компании Путина и Медведева.
Напомню общие факты из истории города. Возник в 1818 году как крепость Грозная Сунженской оборонительной линии. В декабре 1869-го, с окончанием Кавказской войны, крепость упразднена и преобразована в город Грозный. С открытием нефти в конце XIX века город стремительно превращается в крупный промышленный центр. С 1922-го – столица Чеченской автономной области, в 1934-1944 и с 1957-го – столица Чечено-Ингушской АССР, в 1944-1957 – Грозненской области. С 1992-го – столица Чеченской республики. Город становился ареной ожесточённых боёв в 1994-1996 и 1999-2000 годах. Население – 231 тысяча человек. Для сравнения, в 1989-м было почти 400 тысяч.
Маршрутка из Махачкалы/Хасавюрта в Грозный приезжает на автостанцию на площади Минутка (в просторечии – просто Минутка). Оттуда же ходят маршрутки в райцентры Чечни, а в Шали – даже автобусики-"ПАЗики".
Общественный транспорт по городу представлен маршрутками, ну и теми же "ПАЗиками". "ПАЗики" стоят 7 рублей, плата водителю при выходе через переднюю дверь. Чеченцы платят аккуратно. До центра с Минутки можно доехать на 15-м и 27-м автобусе. 7-й идёт из центра на Новую автостанцию (это если в Назрань надо).
Прогулку по Грозному начну с главного символа современной чеченской столицы – мечети Ахмада-Хаджи Кадырова (грозненцы зовут её просто Большой мечетью), строительство завершилось в 2008 году, строили турки. Считается одной из самых больших мечетей Европы. Высота минаретов – 62 метра.
Внутрь зайти можно – разувшись и оставив сумки снаружи в ячейках, фотографировать разрешают не во время намаза. Не во время намаза могут войти и женщины, при условии скромной одежды и наличия платка. Платок брать свой – это вам не туристический Кул-Шариф, где платки на входе дают.
Проход через рамку, надпись на которой возвещает, что входить в мечеть с оружием строго запрещено. Для Грозного вполне актуально - пару раз в магазинах видел мужиков, примерявших костюм, отложив автомат на пуфик.
Внутри мечеть действительно поражает – размерами, мощью и запредельной роскошью. Белый мрамор, начёртанные золотом аяты Корана, люстры от Сваровски.
Самое удивительное, что эту роскошь нельзя назвать аляповатой или кричащей – она удивительно гармонична и хорошо сочетается с очень продуманной системой освещения. В общем, данный новодел (в отличие от казанской Кул-Шариф) достоит высокой оценки.
Мечеть окружает обширное ухоженное пространство с клумбами и фонтанами, на этой же территории находятся муфтият и исламский университет. Всё чистенько и прибрано, как и везде в центре Грозного.
Когда в разговоре с местными похвалил эту чистоту (в контрасте с Махачкалой), то получил короткий ответ: "Попробуй бумажку бросить – хана тебе будет". А ещё все жители Грозного каждую субботу обязаны выходить на субботник. И попробуй не выйти...
Весь этот комплекс занимает обширное пространство на берегу Сунжи между двумя мостами. А на другом берегу реки возвышаются небоскрёбы "Грозный-сити". Их строительство заканчивают турки (ну, в России всё приличное турки строят:)). Самый высокий – 45 этажей, с вертолётной площадкой.
Через дорогу (название озвучу позже) от мечети, дальше на берегу Сунжи находится другое пустое пространство со скамейками, газонами и заборами новостроек. Тут когда-то стояло здание Чечено-Ингушского обкома КПСС, более известное как "дворец Дудаева".
Теперь посредине возвышается памятник чеченским милиционерам – их имена выбиты на каменный плитах вокруг громадного камня с изречением Ахмада-Хаджи Кадырова.
А вообще, вокруг много плит с изречениями. В том числе такие –
Пора идти дальше, двигаемся по одной из главных магистралей чеченской столицы –
Название прочли правильно, с 2008 года бывший проспект Победы носит имя Путина.
В архитектурном плане он напомнил мне образцово-показательный советский проспект середины XX века (типа волгоградских), стиль – сталинский неоклассицизм (на ампир не тянет).
Хотя, такие новостройки как этот концертный зал уже начали разрушать данное стилистическое единство. А уж когда построят его соседей, в комплекс которых входят новодельные вайнахские башни…
Как и положено центральной улице, на ней масса магазинчиков – от дорогих ювелирных салонов до скромных гастрономчиков. Ещё масса кафешек – но все закрыты. Рамадан, однако. Для непонятливых даже вывески есть –
Местных на улицах довольно много, исключительно чеченцы. В общем, нормальные и спокойные люди. В разговорах грозненцы отмечали, что народ сейчас заметно спокойнее стал, чем в былые времена.
В отличие от Махачкалы, стиль одежды довольно однообразен. Мужской так вообще напоминает о советских временах. Кстати, мужчины ходят обычно с непокрытой головой – круглые шапочки крайне редки, а уж папахи и шляпы вообще носят только старики.
Женская часть населения практически поголовно в платках и юбках. Лишь пару раз попадались девушки в хорошо знакомых классических ближневосточных хиджабах и платьях, да и то – весьма ярких тонов. Совсем забыл об ещё одном украшении грозненских улиц.
Да, это многочисленные портреты Кадыровых – отца и сыны, их изречения. Ну и портреты Медведева.
Самое любопытное, что портретов Путина на проспекте Путина не заметил, хотя в других местах города, как на проспекте Кадырова, они висят. Кстати, изречения и портреты попадаются и внутри магазинов.
Проспект Путина выводит на площадь Дружбы Народов, посреди которой возвышается старый советский памятник трём большевикам – русскому, чеченцу и ингушу.
В сквере слева за кустами можно отыскать старинную каменную плиту, полустёртая надпись на которой объясняет данный монумент. Справа от памятника – ухоженный сквер перед Домом печати.
В начале него – уже современный памятник погибшим журналистам.
Чеченская надпись на плите переводится как "Вместо вас остались ваши слова".
За сквером же, на улице Маяковского высится золотая игла другого восстановленного советского монумента, посвящённая орденоносному городу Грозному, отбившему в 1942-м немецкий штурм.
На Путина, 1 наконец отыскалась работающее кафешка-кондитерская.
Чай-кофе из пакетиков и большой выбор местных пирожных – то, что и надо, чтобы подкрепить силы путника. Кстати, местных внутри кафешки было удивительно много.
На данной стороне проспекта Путина есть Национальный музей Чеченской республики, а рядом – магазин "Комус". Не стоит пугаться вывески про исламскую литературу. Конечно, основной ассортимент составляют разнообразные книги соответствующей тематики вроде как правильно (то есть по-исламски) строить семейную жизнь или заниматься спортом. Но в дальнем углу есть масса изданий краеведческой и исторической тематики, в том числе на русском. И в том числе, выпущенных ещё в "независимой Ичкерии". Так что, можно найти массу интересного.
Затоварившись книгами, иду дальше. Уже видна и Большая мечеть на фоне Грозный-сити. Но прежде – обширное открытое пространство, где ещё недавно шумел Центральный рынок. За ним, наискосок от мечети – мэрия Грозного.
В центре Грозного попадаются и обычные рекламные щиты. В том числе весьма любопытные –
Где борьба с курением обосновывается цитатой из Пророка. Дальше по берегу Сунжи должен был быть монумент депортации, воздвигнутый при Дудаеве. Но всё это пространство оказалось огорожено забором, яркие плакаты на котором извещали о строительстве Дворца государственных приёмов Чеченской Республики.
За Сунжей проспект Путина (да, Большая мечеть стоит на проспекте Путина) переходит в проспект Ахмада-Хаджи Кадырова (бывший Ленина). И прямо за стройкой Грозного-сити находится небольшая православная церквушка Михаила Архангела.
Построена терскими казаками в 1892 году, во время войны разрушена, восстановлена в 2006-м, в 2009-м освещена.
Сообразил, как войти, не сразу – главный вход и боковые ворота заперты. Помогла проходившая мимо чеченка – надо пройти вдоль забора до конца, там будет небольшая калиточка.
Дежурившие во дворе двое солдат ВВ РФ впустили внутрь, проверив документы – единственный раз за время пребывания в Грозном. Скромное убранство, на скамейке у входа дремлет бомжик, внутри две бабушки читают акафисты. Они же помогли справиться с неожиданной проблемой – поставить свечку в храме, в котором нет горящих свечей.
Дальше на Кадырова, за зданием музея Великой Отечественной войны, возводится ещё одна новая мечеть.
На этом я и завершил прогулку, перешёл улицу и на остановке у Грозненского нефтяного института дождался автобуса до Минутки. На прощание, ещё один лозунг из Грозного –