Космос, прощай?!

На модерации Отложенный

По одному из каналов не так давно довольно подробно показали злоключения жителей горноалтайских селений, расположенных аккурат вдоль траектории падения отработавших ступеней ракет, выносящих запускаемые российскими технарями космические аппараты на орбиту. Разговор шёл о физическом, психологическом и моральном состоянии граждан, как некстати поселившихся почему-то много лет назад в зоне падения отработанного цветного и чёрного лома. А тема была затронута в связи с тем, что недавно в окрестностях громыхнуло не так как обычно, а  с хорошим эхом от взрыва. Это упал наш бедолашный "Прогресс" с многомиллионным содержимым. Послушав всё это мне вспомнился один разговор, который состоялся года 4 назад между мной и одним моим хорошим знакомым, работником производственного объединения имени Хруничева, где все российские научные и технические достижения в сфере космоса находят своё материальное воплощение. К сожалению он не дожил 3-х дней до своего семидесятилетия и был проведён в последний путь в августе нынешнего года, за неделю до падения упомянутого "Прогресса". Работал в объединении он с 1963 года, профессия - сварщик, причём не просто сварщик, а человек освоивший в совершенстве приёмы сварочных работ всех без исключения материалов, используемых при создании корпусов космических аппаратов. Трудился там в прямом смысле до гробовой доски. Имея целую собственную историю на таком серьёзном предприятии как-то разговорился и рассказал о ситуации в нашем космостроении.

"Средний возраст рабочих-специалистов сборочных работ на предприятии около 60-ти лет. А откуда взятся молодёжи, если оклад у меня к примеру 28 тысяч (с моим-то стажем), плюс туда, плюс сюда - до 36-ти доходит. Есть у объединения и базовое училище, и техникум, и даже бауманцы практикуются, но остаются на предприятии единицы. А практика-то на предприятии бесплатная, юнцы пошатаются по цеху, глядь, а уж в раздевалке сидят, в карты дуются и над нами "старпёрами", работающими за копейки, посмеиваются. Качество сборки тоже стало хромать. Раньше в ОТК сидели пожилые и неподкупные грымзы, воспитанные в сталинских "шарашках".

Мимо них ни один, даже малюсенький дефект не проскакивал. Страх перед советской уголовной ответственностью так их воспитал, что подчас до 11 раз мы переделывали работу, без премии могли по три месяца сидеть. И это при том, что проверка проводилась не только на предприятии, но и на космодроме, с которого потом аппараты запускались. Ответственность была "Ух ты". Денежки-то во Вселенную летят немалые. А тут Россия подрядилась запускать не только свою продукцию, но и заграничную. А там уже оборудование не на русские миллионы рублей плюс страховка нешуточная. Если роняем аппарат (а к моменту беседы из прессы было известно, что их упало уже три, по-моему с австрийским, индийским и ещё чьим-то оборудованием), то представляешь сколько Россия платит. Теперь-то по-другому, бракодел поделится подарочком из конфетного магазина, дефектик молодые из отдела качества уже "не замечают", а если что-то посерьёзней, чтобы премию сохранить, можно и из зарплаты денежку отстегнуть. Вот и  начала наша продукция падать. Начальство конечно ситуацию видит, но зачастую срабатывает закон русского бизнеса. "Авось" он называется. Сроки-то контрактами обозначены, не дай бог сорвать. Неустойку платить кому хочется. Вот и летят наши и не наши спутники зачастую, как шпонки недогнутые из рогатки. Какой-то выйдет на орбиту, а какой-то нет. Иногда не все долетевшие до орбиты в полном объёме могут выполнить свою задачу по причинам отказа техники при раскрытии, развороте солнечных батарей и иных неприятностей. Об этом правда прессе ничего не говорят, не хотят выглядеть уж совсем никчёмными. Дела, короче, невесёлые. Но самое страшное - это всё более гнетущее состояние от того, что ничего к лучшему не меняется, живёшь воспоминаниями о достойном прошлом нашей космической техники, а будущее всё слабее просматривается."

  Конечно, с момента разговора прошло уже более 4-х лет, возможно ситуация и меняется. Однако произошедшее наводит на мысль, что не слишком быстрыми темпами, а может даже и не в лучшую сторону. Что же, неужели космос, прощай?!