Белоруссия повторяет российский сценарий 90-х

На модерации Отложенный

"Системный кризис начался еще в 2004 году, когда Россия начала пошагово переводить Белоруссию на европейскую формулу оплаты энергоносителей", - заявил 3 октября корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист, эксперт bel.biz Александр Синкевич, комментируя перспективы системного кризиса в Белоруссии.

По мнению Синкевича, предпосылки переживаемого Белоруссией кризиса сложились давно и усугубились просчётами госрегулирования. "Как реагирует нормальная экономика на рост нефтяных и газовых цен и, самое главное, вызванный этим торговый дисбаланс? Ростом эффективности, техническим перевооружением, расширением рынков сбыта и т.д. Но белорусские власти продолжали уповать на внешнюю поддержку", - отметил белорусский эксперт.

Синкевич не разделил доминирующего в белорусском экспертном сообществе мнения о несостоявшейся массовой приватизации как основной причине нынешнего кризиса в Белоруссии. По мнению экономиста, вопрос эффективного распоряжения собственностью важен дня стратегии развития национальной экономики, "однако то, что приватизация не состоялась в 1990-х - было, на мой взгляд, большим благом для страны, потому что в те годы никто не знал реальной стоимости собственности". Белорусский эксперт добавил: "Но мы так и не использовали огромную по времени фору для того, чтобы перевооружить экономику. К сожалению, уровень стратегического целеполагания у белорусских чиновников крайне низкий - максимум, на год-два вперед".

"Конечно, если удастся получить новые кредиты от ЕврАзЭС и МВФ, скидки на российские энергоносители, а также продать Белтрансгаз (в масштабную приватизацию я пока не верю), то экономика Белоруссии получит временную передышку", - сказал Синкевич, комментируя перспективу выхода из финансового кризиса властями Белоруссии с помощью кредитной поддержки извне. Более существенной помощью союзной Белоруссии, полагает эксперт, стали бы льготные цены на газ. "Путин еще летом пообещал скидки на газ. Но насколько существенными они окажутся в итоге? Сейчас у россиян самих - бюджетный дефицит и падение курса национальной валюты. Скорее всего, вопрос о скидках повиснет в воздухе до выборов президента РФ в марте следующего года.

Да и после выборов Россия наверняка продолжит действовать в том же ключе, что и весь последний год", - сообщил Синкевич.

"В конце 2010-го белорусы с россиянами "не поняли" друг друга по поводу нефтяных пошлин, нынешней весной - по поводу многомиллиардного кредита. Все это до боли напоминает рейдерские спецоперации российских чиновничье-олигархических кланов по захвату "лакомых" компаний собственной страны. Единственная разница: здесь на грань банкротства целенаправленно ставится целая страна, - пришел к выводу Синкевич. - Не следовало белорусской власти играть с российскими олигархами, которые живут по акульим законам первичного накопления капитала XIX века".

Экономист не склонен видеть первопричину белорусского кризиса во внешнем факторе: "К сожалению, часть белорусской элиты сегодня также объективно заинтересована в игре "на понижение", в ухудшении ситуации и даже, возможно, в развитии катастрофического сценария. Ведь у них впервые за многие годы появляется шанс монетизировать свою власть, связи, управленческие амбиции через участие, самостоятельное, либо - в качестве "агентов" российских олигархов, в хаотической приватизации в стиле российских девяностых".

Как сообщало ИА REGNUM, власти Белоруссии отрицают наличие кризиса в стране, в то время как независимые белорусские эксперты обосновывают тезис о системном характере переживаемого республикой кризиса и отсутствия у властей эффективной антикризисной стратегии. "Вот эти неурядицы, которые у нас были с валютой, на валютном рынке и, как следствие - на потребительском рынке возникли, ничем иным нельзя было объяснить, как паникой отдельных групп нашего населения", - заявил 21 сентября Александр Лукашенко. "Поверьте, мы не находимся в такой ситуации, когда нам надо куда-то бежать, на колени падать, - заявил Лукашенко 20 сентября иностранным послам. - "И первые дни, когда мы пошли на резкую нормализацию валютной ситуации, показали, что кризиса у нас того не было. Нам теперь надо заботиться, чтобы курс нашей валюты резко не упал близко к тому, как он был, а он к тому стремится". Лукашенко подчеркнул: "Мы без чьей-то помощи выкарабкаемся из этой ситуации".