Сирия не Ливия
На модерации
Отложенный
Почему Башару Асаду не грозит судьба Муамара Каддафи
Когда ливийская оппозиция при помощи ВВС НАТО вроде бы достигла решающего перевеса в борьбе с режимом Каддафи, внимание западных политиков и мировой общественности переключилось на Сирию. Сирийский лидер Башар Асад подвергся осуждению за то, что пытался жестко с помощью войск подавить волнения на территории своей страны. Невольно возникло ощущение: Асад станет следующим кандидатом на вылет из руководящего кресла. Тем более что о нелюбви к нему Вашингтона, Брюсселя, а также Эр-Рияда было известно давно.
Однако время идет, но пока не очень похоже, чтобы Дамаск в ближайшее время ожидал ливийский сценарий. Запад вряд ли захочет повторить военную операцию против сирийского президента. Почему? На этот вполне закономерный вопрос можно ответить коротко: потому что Сирия не Ливия, а Асад не Каддафи.
В более развернутом варианте можно говорить о роли Сирии на Ближнем Востоке и возможных последствиях падения режима президента Асада для всего региона, а также о разных внутриполитических ситуациях в этих двух странах.
Сирия еще со времен Асада-старшего являлась не только важнейшим оплотом арабского национализма и принципиальным противником Запада в регионе, но и гарантом (особенно в последнее время при Асаде-младшем) хоть и неустойчивой, но стабильности на Ближнем Востоке. Устранение нынешнего режима опасно образованием вакуума власти и, более того, чревато появлением во главе страны разного рода радикальных мусульманских группировок. Не случайно власти Израиля, при всяком удобном случае любившие показать всему миру коварство Сирии, на сей раз не проявляют никакой антисирийской пропагандистской активности.
С этим связана и поддержка усилий сирийского президента по разруливанию ситуации внутри страны (отмена чрезвычайного положения, выпуск из тюрем политзаключенных, введение многопартийности, отмена цензуры и т. д.) со стороны России и Китая. Да, Вашингтон и Брюссель ввели экономические санкции против Дамаска, но Москва и Пекин не собираются идти за ними вслед, как это было в отношении Ливии. Более того, и Россия, и Китай дали недвусмысленно понять, что наложат вето на любую ооновскую резолюцию с чересчур жестким осуждением Сирии.
Кстати, позицию России и Китая поддержал блок БРИКС, куда кроме этих двух стран входят Бразилия Индия и ЮАР. В конце августа блок заявил, что он выступает против интервенции, и призвал к проведению диалога между режимом Асада и оппозицией.
Конечно, США могли бы поступить так же, как в 2003 году, когда без санкций ООН и вопреки мнению мировой общественности ввели вместе со своими союзниками войска в Ирак.
Но ныне международная ситуация другая, да и, хочется верить, тот опыт не прошел для американцев даром.
На нынешний режим в Сирии работает и то обстоятельство, что он не одинок в регионе. В отличие от Ливии, которая всегда была со своим полковником изгоем в арабском мире, авторитетная в этом регионе Лига арабских стран Дамаск пока защищает или по крайней мере осуждает всякое вмешательство извне.
Не будем забывать также, что у Сирии есть и могущественный региональный защитник – Иран. Хотя у союзников нет общей границы, исключать возможность непосредственной военной помощи Тегерана сирийским властям в случае прямого западного вмешательства никак нельзя. А получить такую дополнительную головную боль вряд ли захотят даже самые воинственные «ястребы» в Вашингтоне и Брюсселе.
Не менее важно, что для операции в Сирии отсутствуют серьезные экономические стимулы. Запасы нефти здесь невелики, других полезных ископаемых в стране нет и компенсировать возможные затраты Западу, как это было в Ливии, просто нечем.
Но самое главное, что не позволяет запустить ливийский сценарий в Сирии, это качество и количество сирийской оппозиции. Конечно, подобная проблема существует и в Ливии, но там худо-бедно на стороне повстанцев выступили несколько бывших высокопоставленных чиновников из правительства Каддафи, в частности министры МВД и юстиции. Таких личностей среди очень разношерстной сирийской оппозиции нет. Как нет и единого центра восстания вроде Бенгази. Очаги антиправительственных сил спонтанны, разрозненны и не имеют общего управления и тем более общей идеи. Кроме одной: «Долой Асада». Собственно говоря, именно поэтому оппозицию совершенно не интересуют те реформы, которые проводит в последнее время сирийский президент: что бы он ни делал, как бы далеко ни заходил в своих реформах, это противников Асада не волнует.
Не может похвастать сирийская оппозиция и боевыми успехами. В стране нет ни одного города, который бы контролировали повстанцы, а очаги спонтанных выступлений последовательно подавляются силовыми структурами правительства и армией, остающимися верными президенту.
Аналитики считают: для того чтобы Башар Асад добровольно ушел в отставку (а именно это, похоже, становится основной задачей западной политики), необходимо одновременное сочетание трех факторов – раскол в республиканской гвардии и армии, народное восстание непосредственно в Дамаске и международная изоляция.
Пока что ничего похожего нет даже в отдельности, и потому надеяться на политическое «харакири» Башара Асада вряд ли стоит.
Комментарии
У пана атамана нема золотого запасу.
1- Товарищ-никто не вечен под Луной, и вскоре может оказаться -все Ваши рассуждения -общего характера -гроша ломаного не стоят.2-Харакири любимому Вами товарищу могут сделать и другие -это не возбраняется правилами политической жизни на Ближнем Востоке Это не Япония.3 Для того,чтобы делать те же выводы ,что и Вы -или ровно противороложные- НЕОБХОДИМО ДОСКОНАЛЬНО ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ВНУТРИ Сирии - Вы его знаете? Что Сирия не Ливия-это сказать большого ума не надо, но сие отнюдь не означает, что диктаторов в обеих странах может ожидать та же судьба- впрочем - как и разная-все в руках Аллаха,мил человек- он что,сообщает Вам о принятых им решениях по поводу Сирии и ее Путина ???