У Минобороны нет концепции развития вооруженных сил

Эксперт комментирует резкое сокращение количества призывников осенью текущего года

Завтра в России стартует осенний призыв, который продлится до 31 декабря. К удивлению многих, численность молодых людей, подлежащих призыву, в этот раз сократили на 40%. В итоге «топтать сапоги» отправятся 135 850 человек, тогда как в ходе весеннего призыва в армию отправились 218 720 человек. В Генштабе заявили, что теперь будут брать свое не количеством, а качеством. «Данное количество обеспечивает в необходимом объеме потребность Вооруженных сил. Основное внимание в ходе осенней призывной кампании будет уделено повышению качества пополнения, приходящего в войска, в т. ч. из призывников, и будет увязано с увеличением количества и повышением качества комплектования соединений и воинских частей военнослужащими по контракту», – цитирует Интерфакс слова заместителя начальника Генштаба Василия Смирнова.

Однако не все ладно со здоровьем призывников. Только 65,2% явившихся в призывные  комиссии были признаны годными к военной службе без ограничений или с незначительными ограничениями. Смирнов подчеркнул, что этот показатель ухудшился в сравнении с 2010 годом, когда годными являлись 67%. Причем из тех, которые были призваны весной, 33,5% имели ограничения, что не позволило направить их в войска, к которым предъявляются повышенные требования (ВДВ, ВМФ и др.). Кроме того, 88 200 призывников направлены на дополнительное амбулаторное или стационарное обследование, после чего определялась их годность к военной службе.

Как видим, здоровье призывников оставляет желать лучшего. Чем же болеют молодые люди? Смирнов рассказал, что преобладают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 19,8%. Психические расстройства отмечены у 13,7%, с болезнями органов пищеварения зафиксированы 10,6%, не все в порядке с системой кровообращения у 9,4%, а с нервной системой – у 8,7%.

В то же время уклоняются от службы в армии 203 500 человек: они изменили место жительства, не снявшись с воинского учета, или, наоборот, не встали на него после переезда. Из тех, кому все-таки всучили повестку, сбежали 7271 человек. За это по закону грозит административная ответственность, по которой в 2011 году привлекли более 19 000 человек, из них 150 осудили за уклонение, еще столько же дел находится в производстве.

Однако Генштаб не теряет уверенности в том, что молодые люди охотно идут на военную службу. Смирнов отчитался, что по результатам соцопросов 97% призывников положительно оценивают прохождение военной службы. Из этого количества 62% пошли в армию с желанием, а 35% считают это исполнением своей конституционной обязанности.

Всего в России проходят альтернативную государственную службу 870 молодых людей, что составляет 0,13% от всего количества призывников.

Этой осенью пожелали проходить альтернативную службу 425 человека, в 398 случаях их желание было удовлетворено. Весной число «альтернативщиков» составило 454 человека, из них положительное заключение получили 399 человек.

Про законное право на отсрочку в Генштабе тоже не забыли: ими этой осенью воспользовались 35 642 выпускника общеобразовательных учреждений. Таким образом, как отметил Смирнов, было реализовано поручение президента РФ Дмитрия Медведева по предоставлению отсрочки от призыва вчерашним школьникам. Также свободно могут вздохнуть аспиранты. Их этой осенью тоже не будут трогать. При этом Смирнов обратил внимание на то, что Минобороны совместно с Минобрнауки подготовили соответствующий законопроект, предусматривающий отсрочку для аспирантов. В настоящее время документ проходит согласование.

Так что же стоит за сухими цифрами количества призывников, которых планируют призвать этой осенью? Чем вызвано сокращение их числа почти вдвое? Отразится ли это как-то на обороноспособности России? Хотя, как верно подметил мой хороший знакомый, служивший в инженерных войсках, «солдаты не отвечают за обороноспособность страны», т. к. их учат не воевать, а махать лопатой или метлой, заниматься строительством, красить траву к приезду генерала и заниматься другими, далекими от армии делами.

Да и сами граждане скептически оценивают состояние сегодняшней армии и ее боеспособности, о чем свидетельствуют результаты февральского опроса ВЦИОМ. Как среднее состояние армии охарактеризовали 44% респондентов, плохим его считают 29% опрошенных, и только 13% считают его хорошим. При этом в боеспособности нашей армии уверены 55% россиян, хотя еще три года назад их количество равнялось 74%. Противоположных взглядов придерживаются 30% опрошенных.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков в беседе с обозревателем KM.RU выразил свою точку зрения на сокращение количества призывников:

– Сокращение призыва происходит в условиях, когда сначала в 2010 году набрали контрактников, потом разогнали, потом опять начали набирать – и все это за короткий срок. Поэтому надо констатировать один факт: руководство министерства обороны в настоящее время не имеет ни более-менее внятной концепции развития вооруженных сил, ни воли и интеллекта, чтобы эту концепцию разработать и принять. По всей видимости, они опираются не на объективные параметры, необходимые для обеспечения безопасности РФ, а на давление тех или иных лоббистских групп. Причем лоббистские группы западной ориентации, видимо, доминируют.

Сокращение призыва стоит в одном ряду с такими событиями, как срыв министерством обороны гособоронзаказа и взятие курса на закупку иностранной техники. В целом все эти действия представляют собой единую политику, которая направлена на объективное разрушение обороноспособности РФ, превращение Российской армии в придаток НАТО и подчинение РФ западным интересам. По сути дела, это – курс на устранение суверенитета РФ.