Что будет означать для США применение "вето" на палестинскую заявку?..
Пока идут горячие дискуссии относительно заявки палестинцев на полноправное членство в ООН, возникает и вопрос, будет ли нанесен ущерб национальным интересам США, если Палестина станет 194-м членом Объединенных Наций,и Америка не воспользуется своим правом «вето»?..
Этот вопрос не поднимался и не обсуждался публично, потому что очевидных негативных последствий для самих Штатов и американского народа не будет, и как таковые их невозможно привлечь, чтобы оправдать «вето».
И хотя правовые соображения никогда не играли существенной роли в определении американской политики по отношению к Израилю и Палестине, стоит все же отметить, что с момента формального провозглашения Государства Палестина в ноябре 1988 г., право палестинцев на суверенитет над территорией, составляющей всего 22 процента от исторической Палестины, что сионистский режим оккупировал в 1967 г., в буквальном июридическом отношении оставалось бесспорным.
Иордания отказалась от своих претензий на территорию Западного берега в 1988 г. Хотя Египет управлял Сектором Газа в течении 19 лет, он никогда не претендовал на суверенитет над этим регионом. И хотя Израиль формально аннексировал Восточный Иерусалим и прилегающие к нему земли – а этот шаг не был признан ни одним государством! – за все 44 года оккупации он воздерживался от провозглашения суверенитета даже частично над Западным берегом р. Иордан или Сектора Газа, что неизменно бы вызвало вопросы о правах – или их отсутствии оных – у тех, кто там проживает.
Необходимо отметить, что в данном случае выполнены все требования, предусмотренные конвенцией в Монтевидео, которые необходимы для получения статуса государства в соответствии с международным законодательством: имеется постоянное население, определены территории, сформировано правительство и есть возможность вступать в дипломатические отношения с другими субъектами международного права. Конвенция в Монтевидео как ратифицированный договор имеет статус внутреннего законодательства для США и одновременно является международным законом, который американское правительство обязано уважать и соблюдать.
Более 120 государств-членов ООН (в том числе, и 15 из 20 самых населенных стран мира, т.е. большая часть человечества) уже на дипломатическом уровне признали Государство Палестина. Ожидается, что оно будет признано еще большим количеством стран, когда Совбез будет проводить голосование по палестинской заявке.
Таким образом, нет достаточных правовых оснований утверждать, что Государство Палестина не отвечает критериям международного законодательства для получения собственной суверенности, и любое решение против членства палестинцев будет основываться исключительно на политических соображениях.
И поскольку лишь немногие оставшиеся в живых люди могут припомнить, когда в последний раз Штаты осмеливались оказать неповиновение Израилю, ясно, что американское «вето» на палестинскую заявку неизбежно. Администрация Белого Дома безуспешно старалась предупредить подачу требования палестинцев в Совбез. Американский представитель недвусмысленно заявил на внеочередной сессии Совбеза по Ближнему Востоку: «Соединенные Штаты будут выступать против односторонних кампаний в ООН в сентябре или в любое другое время».
Уже сама характеристика обращения ко всему международному сообществу за признанием как «односторонний шаг» звучит абсурдно. Главный палестинский «переговорщик» Урейкат в интервью изданию «Лос-Анджелес Таймс» отметил: «Америка говорит нам, что обращение в ООН – это не та опция, которую они поддерживают. Я надеюсь, она все же не применит «вето». Как она объяснит это?»
И действительно, сложно представить какой-либо возможный вред национальным интересам США от принятия палестинцев в ООН, но в противоположном случае, негативные последствия для Вашингтона в случае блокировки палестинской заявки очевидны. Применение права «вето» будет означать для Америки выстрел по собственным ногам, изоляцию США от остальной части человечества и гнев, который уже бушует в арабском и исламском мире (в том числе, в Египте, Ираке, Афганистане, Пакистане и Турции).
Прежде чем использовать эту привилегию, Обаме следовало бы внимательно перечитать статью принца Турки аль-Фейсала, который долгое время возглавлял разведку КСА, а также был послом Саудовской Аравии в США. Принц предупреждал об «ужасных последствиях для американско-саудовских отношений в случае, если Белый Дом будет голосовать против признания Государства Палестина. Это станет глубокой трещиной в многолетних отношениях и нанесет непоправимый ущерб «мирному процессу» на Ближнем Востоке и репутации США в арабском мире. Идеологический разрыв между исламским сообществом и Западом станет глубже, а возможности для дружбы и сотрудничества будут упущены».
Конечно, единственной заботой президента будет вопрос о его личном переизбрании на второй срок, но остается еще робкая надежда на то, что американское правительство все-таки поставит национальные интересы своей страны приоритетом над желаниями Израиля и воздержится во время голосования.
Если Штаты все-таки решат выступить против всего человечества, применив право «вето», этот шаг в большей мере навредит Вашингтону и Тель-Авиву, нежели палестинцам, окончательно дисквалифицировав США как посредника в любом «мирном процессе», что, в конечном итоге, будет лишь на пользу палестинцам. В этом месяце любой итог голосования в ООН станет победой для Палестины.
Вопрос этого месяца в ООН заключается, в действительности, не в том, получит ли Палестина свою независимость, а в том, заявит ли о своей независимости Америка.
Комментарии