Чем закончится ссора Дмитрия Анатольевича с Алексеем Леонидовичем . Мнение эксперта


 
 

 

Комментирует гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

 

«СП»: – Алексей Алексеевич, реакция Медведева – это проявление личной неприязни?

– У Дмитрия Медведева, судя по всему, сдают нервы. Он, видимо, устал быть президентом, потому что в последнее время часто предлагает ключевым министрам уйти в отставку. Так, он грозился «уйти» министра образования Андрея Фурсенко и министра спорта, туризма и молодежной политики Виталия Мутко. Оба – давние знакомые Владимира Путина. И судя по тому, что никто из них так и не ушел, Медведев использует неподходящий инструмент для оказания давления на подчиненных Путина.

Понятно, что Алексей Кудрин, высказываясь о работе в новом правительстве, которое, возможно, возглавит Медведев, находился под влиянием раздражения. Последнее время господина Кудрина рассматривали как одного из вероятных кандидатов на пост премьера. Его можно понять: чувство разочарования оказалось велико. Тем более, новость о переконфигурировании верховной власти застала министра за пределами России.

Мне кажется, в данной ситуации Медведев не имел в виду реальную отставку Кудрина, который занимает крайне ответственный пост, и нужен Владимиру Путину. Напомним, Путин год назад, когда тоже зашла речь об отставке Алексея Леонидовича, прямо заявил: «Кудрина я вам не отдам». Скорее, Медведев захотел наказать главу Минфина за длинный язык.

«СП»: – Но Медведев в категорической форме потребовал у Кудрина подать в отставку немедленно – до конца дня. Как сохранить лицо в этой ситуации обеим сторонам?

– Думаю, Медведев сам загнал себя в угол, и в этой ситуации именно ему предстоит искать из угла выход. Знаете, как в анекдоте. Мужику говорят: беги, помогай, там на твою тещу тигр напал! Мужик спокойно говорит: ну, сам напал, пусть сам и выкручивается.

Я предполагаю, увольнение Кудрина будет крайне неприятно Владимиру Путину. Думаю, Медведев, требуя отставки, находился под влиянием того, что произошло на съезде «Единой России».

«СП»: – Это такое головокружение от успехов?

– Вполне вероятно. Медведев не превратился в «хромую утку», как предполагалось. Возможно, это сыграло с ним злую шутку.

«СП»: – Если Медведев упрется, это может стоить ему будущего кресла премьера, которое ему посулили?

– В этой ситуации возможно все. Мне вообще кажется, что «тандемом» выбран крайне неудачный и уязвимый вариант разрешения «вопроса-2012». Я бы сказал, худший вариант.

«СП»: – Это почему?

– На Дмитрия Медведева возложили ответственность за избирательную кампанию «Единой России» – партии, которую он всегда критиковал. При этом Путин поставил в зависимость от успеха «ЕдРа» на парламентских выборах премьерское кресло Медведева.

Что касается самой «Единой России», неопределенность в решение «вопроса-2012» давала «единороссам» хорошие возможности для борьбы с другими парламентскими партиями. Теперь эти возможности сузились, зато оппозиционные партии получили прекрасную платформу для атак на «Единую Россию», которую возглавил Медведев. В итоге, начнется реальное, простите, информационное мочилово.

«СП»: – Может, Путин специально подставил Медведева за его мечты о втором президентском сроке?

– На самом деле, Путин ушел за спину Медведева, бросив его в горнило избирательной кампании.

«СП»: – Путин вступится за Кудрина?

– Думаю, Путин Кудрина не отдаст.

«СП»: – Премьер вызовет Медведева в кабинет для разговора по-мужски?

– Никто никого вызывать не будет. Думаю, Кудрин принесет что-то типа извинений, а Медведев сделает вид, что он их принял.

 

Другое мнение

 

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

 

– Я считаю, Кудрин сам подставился. Он публично сказал, что у него разные подходы с президентом, что в правительстве, которое возглавит нынешний президент, он работать не собирается. Не прореагировать на такие высказывания было бы странно. Тем более, накануне глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин подчеркивал, что Медведев возглавит список партии власти. При сигналах на усиление Медведева Кудрину не следовало идти ему поперек курса.

«СП»: – Вы считаете, Путин не будет отстаивать Кудрина?

– Нет, абсолютно точно. Правда, у Медведева была оговорка – мол, Кудрин может дать разъяснения. Публичные извинения и комментарии Кудрина, думаю, подкорректируют позицию президента. Но я не считаю, что Путин вмешается: налицо очевидное нарушение служебной субординации.

«СП»: – Если Кудрин уйдет, это поднимет рейтинг Медведева?

– Думаю, это добавит ему веса. Если рассуждать цинично, с точки зрения избирательной кампании, демонстрация силы слегка взбодрит региональные элиты и даст сигнал избирателям.

«СП»: – Глава Минфина свое отыграл, стал лишним?

– Не совсем так. Конечно, было бы логично, если бы Кудрин доработал до смены караула – до мая 2012 года. Но, видимо, он решил ускорить процесс. Думаю, сейчас ему все припомнят – в частности, что он отказался возглавить «Правое дело».

«СП»: – Кудрин выпадет из обоймы?

– Было бы странно, если бы один из столпов системы взял и просто выпал. Пока Кудрин еще ничего страшного не наговорил. Нарушение служебной этики – дело не катастрофическое. Это вам не Лужков…