Русские пословицы о жидах как обличительный документ

 

 

На национально-патриотических сайтах неоднократно приводились подборки русских пословиц и поговорок о жидах, ярко раскрывающих зловредность этой нации и необходимость усиления борьбы с сионизмом.

Не откажем себе в удовольствии привести несколько изречений из числа наиболее выразительных и характерных:

 

С евреем знаться – с бесом связаться.

Там, где жиды, всегда жди беды.

Русский вор лучше жидовского судьи.

Жидовская похвала хуже поношения.

Жид в хату – ангелы из хаты.

Тогда рай настанет, когда жидов не станет.

Не истребить жидву – не избыть лихву.

Дети жида от христианки – все пейсаты обезьянки.

Русский Народ чрезвычайно добр, необычайно терпим и начисто лишен каких бы то ни было национальных и религиозных предрассудков, ему глубоко чужды шовинизм и ксенофобия. Следовательно, презрительное и насмешливое отношение к евреям, отраженное в фольклоре, может быть объяснено исключительно пороками самого еврейского племени, а никак не предвзятым отношением к нему русских,

Мы имели бы полное право рассматривать пословицы и поговорки о жидах как грозный, неопровержимый документ, обличающий национальный характер евреев и то  неисчислимое зло, которое их деятельность приносит всем народам, и прежде всего русскому. Но для этого нам предварительно необходимо ответить на два вопроса:

1. Действительно ли пословицы и поговорки являются лучшим, наиболее полным, точным отражением мнений народных?

2. Одних ли евреи из всех обитавших в России национальностей русский фольклор делает предметом острой и нелицеприятной критики?

 

Чтобы ответить на первый вопрос, напомним, на какой высоте всегда стояла в России половая мораль, как процветали здесь скромность, стыдливость и целомудрие. Однако в устном фольклоре находим такие «соленые и сочные» выражения, что даже самые пристойные из них нельзя цитировать без краски на лице:

 

Была бы дыра да пар валил.

Были кудри, да оборвали курвы.

Было бы во что, а то есть чем!

В середу — с переду, а в пятницу — в задницу.

Всякое дыхание любит пихание.

Грех — пока ноги вверх, опустил — Господь и простил.

Живот на живот, так и всё заживет

 

Если не знать, что это тоже из собрания В.Даля, можно было бы подумать, что это родилось в какой-нибудь развратной Франции!

Весь мир преклоняется перед  утонченной культурой Русского Народа, одним из аспектов коей является почитание образа Женщины-Матери, Женщины-Труженицы. Но если считать пословицы и поговорки адекватным воплощением коренной народной мудрости, можно прийти к абсолютно вздорному выводу, будто Великий Народ относился к своей прекрасной половине крайне пренебрежительно:

.

Баба бредит, да черт ей верит.
Баба да бес - один у (в) них вес.
Бабьи промыслы, что неправые помыслы.

Бабе дорога - от печи до порога.
Бабий ум - бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба конца.
Бабья вранья и на свинье не объедешь.
В чем деду стыд, в том бабе смех.
Волос долог, да ум короток.
Вольна баба в языке, а черт в бабьем кадыке.
Где баба, там рынок; где две, там базар.
Где две бабы, там суём (сейм, сходка), а где три, там содом.
Где сатана не сможет, туда бабу пошлет.
Баба - что жаба.
Кобыла не лошадь, баба не человек.
Кто бабе (свахе) поверит, трех дней не проживет.
Кто с бабой свяжется - сам баба будет.
Куда черт не поспеет, туда бабу пошлет.
Курица не птица, а баба не человек.
Думал,  идут двое, ан это мужик с бабой.

 

Наконец, никто не осмелится поспорить с тем, что Русской Народ есть Народ-Богоносец, носитель Уникальной Духовности, в основе которой лежат Православные Ценности, глубочайшая религиозность. К сожалению, в пословицах и поговорках эта важнейшая черта нашла парадоксальное, чтобы не сказать извращенное, преломление: наряду с благочестивым «Без Бога – ни до порога», находим цинично-скептичное «Годится – Богу молиться, не годится – горшки покрывать» (это о Святых Иконах!!)

Что касается, монахов, иереев и архиереев Святой Греко-Православной церкви, то  мы просто не отваживаемся печатно воспроизводить относящийся к ним фольклор из страха быть обвиненными в оскорблении чувств верующих. Для общего представления возьмем лишь самые невинные

 

Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше - из-за хлеба куса.

Не тому Богу попы наши молятся.

Волчья пасть да поповские глаза - ненасытная яма.

Чем чёрт попа хуже? Одному ведь служат.

 

Так кто же он, Великий Народ Русской – Богоносец-Богомолец или кощунствующий безбожник? Может быть, и то, и другое? Во всяком случае, ясно, что на первый из поставленных в начале вопросов следует ответить отрицательно: пословицы и поговорки Народа Русского содержат противоречивые оценки, весьма различные суждения об одних и тех же предметах, и далеко не всегда их можно считать зеркальным отражением истинных (или тех, чьи традиционно считается истинными) воззрениями широких народных масс. В сборнике В. Даля мирно соседствуют две пословицы: «Наобно жить, как набежит» и «Не наобно жить, как набежит».

Ссылаться на устное народное творчество как на вполне достоверное свидетельство, неопровержимый аргумент было бы большой ошибкой, ибо противник в споре  нередко может привести народную мудрость прямо противоположную по смыслу.

Вообще говоря, к фольклору как источнику объективной информации следует относиться с осторожностью, так как он склонен заострять, обобщать, выдавать за всеобщее то, что свойственно лишь отдельным представителям данной этнической, сословной, религиозной общности. Так, Русский Народ всегда питал исключительное уважение к Казачеству – сословию благородных рыцарей, Защитников Отечества и Настоящих Патриотов. Между тем, русский фольклор неоправданно большое внимание уделяет такой черте казачьего народного быта, как снохачество (принуждение главой семьи к сожительству снохи,  жены сына), что, разумеется, не могло иметь места повсеместно.

Буквальное, в прямом смысле толкование пословиц русского народа о самом себе может создать абсолютно искаженное представление о русских как о ленивых, пьяных, безалаберных, безответственных, циничных, вороватых, неприязненно относящихся к чужакам людях.   

 

Переходим ко второму пункту.

Может показаться странным, но, выстраивая иерархию обманщиков и мошенников, русские пословицы на вершину пирамиды возносят отнюдь не жидов, а… Православных:

На одного жида — два грека, на грека — два армянина, на одного армянина — два полтавских дворянина.

Мужика цыган обманет, цыгана – жид, жида – армянин, армянина – грек, а грека сам черт не обманет.

В некоторых фольклорных конструкциях жид занимает то же место (например, по части вызываемого недоверия или близких отношений с бесом), что цыган, или баба, или поп. Как ни омерзительны жиды, но в некоторых высказываниях жидам оказывается явное предпочтение по сравнению, страшно сказать, с Русским Православным Духовенством и русским высшим правящим сословием:

 

Лучше с жидом да татарином, чем с попом да боярином.

 

Как уже отмечалось, русскому народу, и это находит отражение в пословицах и поговорках, чужд дух ксенофобии и свойственно уважительное отношение к людям другой национальности (был бы человек хороший!):

 

И в самоедах не без людей.

И у цыгана душа не погана.

Люблю молодца и в татарине.

Немец своим разумом доходит (изобретает), а русский глазами (перенимает).

 

В то же время следует признать, что дух ксенофобии и шовинизма, хоть и чужд русскому фольклору, но не глубоко, не органично: при желании можно найти проявления такого же презрительного, подозрительного и насмешливого, как к евреям, отношения и к другим народностям:

 

Ай молодца: широка лица, глаза узеньки, нос пятка (калмык).

Бог создал Адама, а черт — молдавана.

Грек скажет правду однажды в год. Коли грек на правду пошел, держи ухо остро.

Мордва полоротая.

Немец — шмерец, копченый, колбаса, колбасник, сосиска.

Немечина хитрая, безверная, басурманская.

Нет проку в татарских очах.

Кто цыгана (жида) обманет (проведет), трех дней не проживет.

Первого черемиса леший родил.

Семеро грузин мухоморов объелись.

Литва беззаконная; мякинники, гольтепа.

Сущий итальянец (т. е. пройдоха).

Татарин — свиное ухо. Бритая плешь. Ешь медведь татарина — оба ненадобны.

У немца (француза) ножки тоненьки, душа коротенька.

Цыган раз на веку правду скажет, да и то покается.

Цыгану без обману дня не прожить.

Чудь белоглазая.

 

Надо особо подчеркнуть, что приведенные выше пословицы и поговорки отнюдь не свидетельствуют о какой-то «ксенофобии» или «шовинизме» Русского Народа, поскольку жало насмешки часто бывает направлено не против инородцев, а против своих же: ярославец посмеивается над орловцем, житель Центральной России – над чалдоном, казак над кацапом и т.д. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в сборнике пословицы  поговорок обычна пометка: «так дразнят…» (татар, мордву, чувашей и пр.). Для правильной оценки устного фольклора о жидах, а равно татарах, чухонцах, цыганах, пермяках, станишниках, попах, хохлах, - надо помнить о таком прехарактерном качестве Русского Народа, как веселость, любовь к незлобивой шутке и добродушному поддразниванию. Русский Человек не оскорбляет жида, не глумится над татарином, хохлом, над своими же тверяком, орловцем, луганцем, вятичем, а – подначивает, подтрунивает, подкалывает. И лучший ответ на эту дружескую подначку – не становиться в позу оскорбленной добродетели, а так же добродушно посмеяться над самим «обидчиком».

Осталось ответить на последний вопрос: почему некоторые национальные ориентированные гайдпаркеры так часто и охотно цитируют пословицы о жидах. Разумеется, не из антисемитизма, который глубоко и органически чужд Русскому Человеку, не из желания безнаказанно поиздеваться, выплеснуть обуревающую ненависть. А из вышеупомянутой  добродушной шутливости. Это легко проверить: можно процитировать некоторые из русских пословиц о самих же русских, об их любви к порядку и организованности, трезвости, предусмотрительности, неиссякаемой энергии и трудолюбии т.д.