О современном искусстве

На модерации Отложенный

 

Одна лишь живопись внушает нам надежду,

Что неизменными останутся всегда

И эти складки у пророка на одежде,

И эта серая в промоинах вода.

 

И мироздания распавшиеся звенья

Соединяются в музейной тишине,

Где продлеваются летящие мгновенья,

Запечатленные на сером полотне.

- Александр Городницкий -

 

 

 

восемь-десять лет аута

много людей, которые

 

 

слушают музыку из Америки

(которая все еще бомбит Югославию,

сочетая великие мультимедиа

с не менее фантастическим жлобством)

посылают на хуй действительность

- Елена Фанайлова -

 

 

Нередко мне приходится бывать в самых разнообразных государственных и частных галереях, выставочных залах, художественных салонах - и в таких широко известных и устоявшихся заведениях  как Московский музей современного искусства, ЦДХ и филиал Третьяковки на Крымском валу, Пушкинский музей, так и в менее академических и более продвинутых галереях типа Винзавод, Центр современного искусства "Гараж", Артстрелка и пр.

Поиски в творчестве у современных художников сейчас как никогда ранее отчетливо выявляют острый кризис связи между содержанием и формой. Порой этой связи вовсе нет и превалирует что-то одно. Чаще содержание практически полностью вытесняет форму. Называют это искусство колючим иностранным определением - искусство концептуальное, или просто - "концепт". За этим концептом можно увидеть иснталляции, на самом деле не несущие никакого очевидного смысла, созданные из строительного мусора и автомобильных покрышек, живопись, которая ничего не изображает, но в которой современные художники и их карманные критики (не будем лукавить, у художников как и у артистов в театре есть своя клака, устраивающая овации "своим" и освистывающая "чужих") видят некие знаки, выражающие эмоции, мысли и целые энциклопедические статьи.

Подойдя к картине с такой мазней, ты не увидишь изображения как такового (яркий пример - один из самых успешных и продаваемых классиков современного искусства - Ротко), ты не уловишь смысла этих дивных творений. Но зато у каждой картины, у каждой инсталляции будет висеть табличка, в которой подробно будет описано, что именно хотел сказать этим своим творением сей горе-художник. Концепт, однако. И без этой пояснительно таблички такая картина или инсталляция - ничто. Но вы только послушайте, КАК клака расписывает эти произведения! Сколько восторгов! Сколько глубокого смысла вложено автором в его творение! какой цвет! Какие знаки! какие символы!

Только почему-то, рассматривая произведения подобных современных художников никогда нельзя понять, а умеют ли вообще они хоть как-нибудь плохонько рисовать? Пойдешь в Дом композиторов на концерт современных компрзиторов и задаешься вопросом - а слышали ли они вообще о теории музыки, о гармонии? И такой же вопрос к музыкантам исполнителям этом музыки - ведь совершенно невозможно понять, умеют ли они играть?!

Вернемся к изобразительному искусству.

Конечно, среди них иногда тоже появляются талантливые художники (к примеру, Айдан Салахова, художница и основательница первой независимой художественной галереи "Айдан").

Но в большинстве своем... Мда...

Ну, объясните мне, почему не требуют пояснительных табличек, пояснющих концепт, картины Веласкеса, Ренуара, Рафаэля, Тициана, Врубеля, Перова, Петрова-Водкина и многих многих других?

 

 

 

Она забывает высокое предназначенье

И ластится к чужим.

Где ты, режим самообеспеченья,

Автономный, то есть, режим?

Ее истощили моральный выбор, духовные приключенья.

Нажимаем "escape": бежим.

Но более невыносим любой нажим.

...

Не обладает душой она – или та замолчала стыдливо,

Как обесчещенная королева,

И отвернулась, молчит,

Больше ума не зашкаливает, не мрачит.

- Елена Фанайлова -