Знание - сила?

  Введение Единого госэкзамена не только вызвало резкое неприятие со стороны большинства общества. Судя по всему, ставится задача скорректировать образовательную реформу в части ЕГЭ, не признавая ее порочности как таковой. С другой стороны, это, конечно, лучше, чем идти напролом до полного краха. То есть хотя это и полумера, но вполне разумная. Такая ситуация несколько развязывает руки как для школы, так и для вуза, а безумный ЕГЭ оказывается в некоторой степени обуздан.

Проблема в том, что система ЕГЭ резко снижает уровень лучшей части учащихся. То есть тех, кто нацелен на получение знаний, а не просто аттестата. Переход от полноценного экзамена к тестам на узнавание правильного ответа исключает развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа. В такой ситуации больше всего страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало. Получается, что высокие интеллектуальные качества в образовательном процессе не востребованы. Все подавляется зубрежкой. В отличие от системы ЕГЭ, образование советского типа при очень небольших ресурсах заставляло подростков думать. На этом-то мы и выезжали в трудные времена: выиграли войну, запустили человека в космос и так далее.

Несмотря на то что нынешние власти на словах много пекутся об «инвестициях в человеческий капитал», система ЕГЭ является в этом смысле полностью контрпродуктивной. В то время как мы не можем, оказавшись в весьма непростой ситуации, выбраться из нее на посредственностях.

А ЕГЭ их как раз формирует. Это в какой-то мере антиестественный отбор, в то время как экзамен, напротив, должен выявлять самых талантливых, одаренных и нестандартно мыслящих учеников. Делая ставку исключительно на зубрежку и память, мы лишаемся того, что можно назвать интеллектуальной элитой, причем представляющей весь народ и все слои общества. Потому что привилегированные слои, безусловно, сохранят возможность обучать своих детей за границей в престижных вузах. Но это будет доступно для очень ограниченной группы. То есть от продолжения эксперимента с ЕГЭ пострадают и относительно обеспеченные слои населения.

Это новшество вводилось с подачи международных западных структур. Например, того же Всемирного банка. То есть Запад навязал нашей стране модель, которую внедрил у себя. Но в своем обществе продвинутую часть и качество элиты он ревностно охраняет. В случае же с Россией это ударит по всем. В России элитарное образование развито хуже, чем на Западе. Только в советское время были, правда, элитарные школы (например, математические),  но сейчас такого широкого охвата нет и в помине.

Выходит, прав был основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский, утверждая: "Тот, кто мало знает, малому может и учить".