http://www.pravda.com.ua/rus/columns/2011/09/20/6598719/

На модерации Отложенный

 

  Здравствуйте, господа. Быват ситуации, когда твои мысли выразил кто-то другой да так великолепно, что нет смысла переписывать. Опубликую здесь перевод статьи из " Украинской правды". Автор - Валентин Ткач. 

Оригинал статьи здесь:

http://www.pravda.com.ua/rus/columns/2011/09/20/6598719/

Статья написана для Украины, но принципиально структура общества что в Украине, что в России не отличаются.

 

Украинская правда
Постоянная ссылка: http://www.pravda.com.ua/rus/columns/2011/09/20/6598719/
 
 
Пост-демократия как вызов элитам Вторник, 20 сентября 2011, 10:56
 
 
 

Украина, как и большинство стран постиндустриального мира, находится в дискурсах пост-демократии.

Следовательно, классические демократические лекала продуктивные для нее фрагментарно, обоснованными являются для локальных трендов и действуют по специальным условиям и обстоятельствам.

В политическом измерении это означает, что мы имеем в действительности следующее:  и ПР, и БЮТ, и ФЗ, и КПУ - все одинаковые, потому что их главная задача, по большому счету, - это "продать майонез" в рекламных перерывах очередного политического ток- шоу.

И больше - ничего! Главный дискурс пост-демократии - тотальный интерес транснациональных корпораций во всем, даже там, где это смешно и уродливо.

Этот интерес настолько органично вошел в жизнь страны и отдельных лиц, что человек начинает уже "дышать" в интересах ТНК.

Политтехнолог может думать, что "сейчас я пишу" заказуху ", а завтра напишу правду", но это - лукавство. Потому что и представление о правде уже неразрывно связана с интересами ТНК. Она генерируется ними. И главная "правда политтехнолога" - это быть "с теми, кто решает", значит - "продавать майонез".

Когда нам говорят, что построят дороги и мосты, то следует понимать, что кто "продает майонез". Когда нам говорят, что "Южный поток" - это хорошо, кто тоже "продает майонез". Ледники Арктики тают от того, что кто "продает майонез".

Понятие "пост-демократия" у большинства авторов имеет преимущественно полемический, чем описательный характер. Для определения термина "пост-демократия" я послуговуватимусь признаками, которыми его наполнил английский политолог Колин Крауч: " мы движемся к обществу, в котором интересы корпораций будут осуществлять на политику достаточно серьезное влияние.

Отчасти это связано с последствиями глобализации, частично - с распадом классовой структуры общества.

В странах, которым традиционно присуща сильная демократия, основные права и свободы, скорее всего, сохранятся и при новом режиме. Это и есть пост-демократия. В странах, где демократия еле вынырнула, права и свободы могут даже не начать развиваться ".

Особая опасность пост-демократического строя в стране со слабыми демократическими традициями и неуверенной историей правового государства, как Украина, заключается в том, что собственные и транснациональные корпорации начинают формировать социальный заказ общества, удерживая его на уровне рефлексий, с одной стороны.

С другой, эти же игроки инспирируют политические проекты, которые выступают, якобы, инструментами решения и удовлетворения ожиданий людей.

В действительности же, вся общественно-политическая мизансцена разыгрывается для удовлетворения интересов ТНК. И хорошо, если следствием их воплощения не станут глобальные экологические проблемы, экспансия дешевой рабочей силы, или монополизация рынков.

Но, как показывает опыт, без надлежащего контроля и активного противодействия со стороны общества, все происходит именно так.

Эта картина перестает быть страшной, если вещи называть своими именами. Есть закон Михельса или "Железный" закон олигархии ": любая социальная система своим естественным трендом имеет формирование власти" отдельных ", т.е. олигархов.

Это означает, что в дворовой футбольной команде со временем формируется ядро, которое определяет тактику игры (власть "отдельных"), в садоводческом товариществе со временем формируется устойчивое правление, которое определяет деятельность общества (власть "отдельных").

В партиях все происходит так же: впоследствии власть перебирают "отдельные", и неважно, правдами или неправдами это осуществляется.

Вот в чем заключается закон Михельса. То есть, мы обречены всегда находиться в поле деятельности олигархических структур и вступать с ними во взаимодействие.

Совет этому можно дать очень просто: нужно обеспечить внешний контроль над системой и отчетность и ответственность "отдельных".

В наших условиях это означает: избранная власть будет оставаться в демократических, а не "пост-демократических" дискурсах, если существует мощный контроль общества.

Можно сколько угодно говорить об отсутствии демократии в Украине и пытаться ее построить. Но при этом следует понимать, что состояние общественных отношений в стране уже перескочил состояние демократии и представляет собой ее опасный урод - пост-демократию.

Колин Крауч, перечисляя инструменты сдерживания ТНК, а следовательно сдерживания негативных пост-демократических тенденций, отмечал значимость не только общества, СМИ и всевозможных спонтанных движений и инициатив, но и особую роль элит в таком противостоянии, сдерживании и координации деятельности ТНК с потребностями человечества.

Для начала определим понятие элиты - их чрезвычайно много, и формируются они по разным признакам и факторами. Мне больше нравится определение элиты как совокупности людей, которые распознают вызовы (угрозы) стране, народу, обществу, личности, государству, и которые берут на себя ответственность эти угрозы преодолеть во имя страны, народа, общества, личности, государства.

Что такое новая элита Украины? Это люди, которые соответствуют указанным критериям. Итак:  самая главная задача в создании новой элиты Украины - это определение и формулировка основных угроз страны, на основе объективного, а не "пост-демократического" (конъюнктурного) анализа.

Далее нужно выявить людей, охочих до работы.

Например: как по мне, одной из наибольших угроз Украине есть риски индуцированные мировым кризисом, которые мы упорно импортируем. Причиной фундаментальной, а не вторичной, мирового кризиса является не крах финансовых пирамид, а крах морального мира, его распад.

Пока извращенная целесообразность - все ради прибыли, прибыли любой ценой - будет стоять перед интересами человека, мировая экономика из кризиса не выйдет, как бы не затягивали пояса бюджетам, и как бы не переписывали рейтинги стран.

Мы живем в условиях извращенной целесообразности, которую уже не можем ни объяснить, ни понять. Это определяет будущий упадок, так как черным апофеозом такой целесообразности есть войны и терроризм. Ибо в этой целесообразности попирается ценность самого человека. Пост-демократия поставила целесообразность перед человеческими истинами.

Кризис распада нравственного мира присутствует и в Украине. Собственность страны прошла трансформации, но поле новых взаимных прав не четкое и не прописано. Следовательно, реализация своих прав человеком обременена волокитой, взятками, психологическим истощением.

Успех человека становится напрямую зависеть от денег, которыми она вынуждена откупиться от несовершенного государственного аппарата, который вместо создания общественных благ, реализует корпоративные интересы.

В этих условиях общество, формируя представление об успехе, ошибочно в поле моральных установок начинает включать чужие для нравственного мира количественные оценки имущественных, денежных состояний, карьерные достижения, изымая из перечня самых желанных составляющих успеха семью, здоровье, друзей.

При этом  счастье отождествляется с успехом . Следовательно состояние души (иррациональное) начинает определяться состоянием "кармана" (меркантильное).

Человек теряет основные ориентиры своей координации в жизненном пространстве, она не может себе конституциюваты иначе, чем через количественные денежные критерии, а следовательно, включается в тотальный супермаркет по "продаже майонеза".Происходит дегенерация меры бытия.

Осознание этой угрозы позволит сформировать новую элиту Украины.

Эта элита должна прийти к общим взглядам относительно: представление о мире, определение эпохи, в которой мы живем; установления доминирующего суверенитета (элит или гражданина); природы власти; базисных понятий (права человека, свобода слова, свобода веры и др.); соотношение национального и глобального ; соотношение конституции и общественного договора; соотношение общества и элит; вопросы укрепления доверия и развития общественного диалога и так далее.

Но, самое главное должно состоять в том, что существующая доминирующая целесообразность должна быть подчинена загальнолюдським ценностям (Общечеловеческим ценностям)

Следует понимать, что всегда была, есть и будет часть общества и власти, которая сама представляет угрозу стране, народу, лице - это контрэлита.

"Элита", по которой внедряются пост-демократические дискурсы развития страны, и является именно такой "контрэлитой".

Задача новой элиты Украины - остановить пост-демократические тренды ее развития через контроль общества над властью.Другими словами: людям нужно создать условия, когда они начнут жить "для себя", а не для того, чтобы "продать чей майонез".

Я не предлагаю отказаться от ТНК, некоторые вопросы лучше них не может решить никто, я предлагаю с ними договориться.

Кто осознает это, пойдет и сделает, тот и станет новой элитой Украины.

Без этого, все мы - и кто пишет, и кто читает - будем продолжать "продавать майонез".

Поэтому сейчас, когда я любуюсь рассветом на море, у меня закрадывается подозрение, что кто в это время выписывает чек, и общественные и цивилизационные блага, подаренные всем людям, начинают использоваться для "связывания" финансовых пузырей, вымышленных отдельными людьми.

Валентин Ткач, Чернигов, для УП