ответ Сергею Крупенину

На модерации Отложенный

Дорогой Сергей!

            Спасибо за интересное письмо. Спасибо за горячность Вашу, за страсть, за непримиримость. И, разумеется, особое спасибо за добрые слова о работе АБС.

            Хотя мы явно и принадлежим (как это называл Воннегут) «к одному карассу», представления наши о настоящем и будущем различаются существенно.

            Я не могу сколько-нибудь серьезно относиться к конспирологическим измышлениям по поводу «власти пятисот». Для меня это всего лишь сюжет фантастического романа, никак не более. Кто видел этих «гениальных строителей мирового порядка»? Кто их аттрибутировал? Кто их пересчитал? Для меня они нисколько не более реальны, что прогрессоры инопланетной Сверхцивилизации, занятые «спрямлением человеческой истории». Я ведь фантаст по ментальности, а всякий уважающий себя фантаст обязан быть сугубым реалистом, - иначе грош ему цена и как писателю, и просто как разумному человеку. И как любому разумному человеку мне ясно, что огромная, непроворотная, сложнейшим образом структурированная махина живет, развивается, рассекает океан истории, управляемая своими, не всегда понятными, но всегда сугубо материальными (в принципе доступными пониманию) законами, - без мистики, без фантастики, без Чуда. Я не способен построить убедительную «Теорию Исторических Последователей», то (почти повторяя Лапласа) «в гипотезе о сверхестественных и неестественных механизмах движения истории я не нуждаюсь».

            Поэтому весь пафос  этой части Вашего анализа пропадает для меня втуне. Равно как и пессимизм Ваш касательно судеб сегодняшней цивилизации. Ничего принципиально нового я здесь не вижу: все та же неалгоритмизируемая каша бездарности и ослепительных высот разума, своеобычная череда его (разума) побед и поражений, неописуемое ристалище контрастов и обыкновенностей, - все по большому счету так же, как и сотни лет назад, когда мудрец определил суть человеческой истории всего тремя словами: «они рождались, страдали и умирали».

            Вы, кажется, упрекаете меня за то, что я не сумел заразить Вас оптимизмом. Не утвердил в идее, что «все разумное имеет смысл и цель»: человек, цивилизация, сама история. Но ведь мой оптимизм зиждится на совершенно других представлениях! Не смысла всего этого нет, ни цели, ни плана. Как нет смысла и цели у Ниагарского водопада, у нашей Земли, у туманности Андромеды (NGC 224), у всей Вселенной. Потому что Природа вообще не знает таких понятий как «смысл» и «цель». Это все изобретения Разума, мучительно пытающегося осознать самого себя и место свое как-то определить в этих «пылающих безднах». Есть только тот смысл, который ты для себя определил. И только та цель, которую ты сам выбрал себе и назначил. И это – прекрасно! Потому что это единственный способ хоть чуть-чуть, но «потеснить» Эпиктета, горько сказавшего: «человек - это душонка, обремененная трупом». Потому что вся история цивилизации и сама цивилизация нерушимо стоит на этих людях, - утвердивших себя в смыслах своих и своих целях.         
 

            Я понимаю, все это звучит излишне пафосно и красиво. Но ведь речь у нас идет о действительно замечательных, поражающих воображение, воистину великих понятиях: Разум, Цивилизация, Смысл существования. И, в конечном итоге, но неизбежное: «куда ж нам плыть?» Потому что мало понимать, куда нас несут течения истории, по какой «равнодействующей миллионов воль», - хочется научиться СТАВИТЬ ПАРУСА, чтобы управлять курсами и скоростями. И, между прочим, я допускаю, что этому мы в конце концов научимся. (Когда научимся формировать души, способные определять для себя достойные смыслы и завидные цели).